Папки-передвижки

Консультация «Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста»

Елена Мудрецова
Консультация «Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Публикация «Консультация „Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:

- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формировать в нём чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, к недрам земли и общественному достоянию, к хлебу (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами);

- вызывать в ребёнке чувство гордости за достижения страны;

- воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии;

- развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, национальным традициям;

- формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Панорама родного города, детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему:

- ближайшее окружение, природа и мир родного края;

- труд людей на благо общества, на процветание Родины;

- отношения людей, раскрывающие ребёнку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру);

- общественные события (полёты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники 1 Мая, День Победы, День Российской Армии и др.).

Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался на санках с ледяной горки.

Воспитывая у ребёнка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на всё прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты. Недаром В. Л. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое – к человечному. Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребёнка не только в чувствах, но и в красоте поведения и в отношениях с людьми.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребёнка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, булочная, универмаг; рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребёнку объясняют в честь кого они воздвигнуты. Дошкольник должен знать, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. И когда говорят: «москвич» или «саранчанин», «новороссиец» или «волгоградец», то это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живёт. Каждый человек любит свой родной город и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.

Для воспитания у ребёнка любви к родному городу, необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами своего города. Значимая роль в этом принадлежит родителям, так как они имеют большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребёнком на экскурсию в любую, даже отдалённую часть города.

Особое значение в формировании гражданственности у дошкольников имеет рождающееся «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в её сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым страны. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем, «что было».

На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи – дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть». Старшему дошкольнику можно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и, того, что им принадлежало по праву, - счастливого детства. Для иллюстрации этого в распоряжении взрослых имеется немало материалов. Пусть не всё поймёт ребёнок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он смыслит цену завоёванного для него счастья.

Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а значит, и будущие воины – должны уметь охранять родную землю чистое небо нашей Родины, а если потребуется, то и встать на её защиту. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны. Важно подвести ребё нка к пониманию: мы победили в тяжёлой битве с фашизмом, потому что российский народ любит свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц.

Также важно поддержать и направить детский интерес, связанный с жизнью народов нашей страны. Рассказать старшему дошкольнику, где территориально расположена республика, представители которой его заинтересовали (на юге или на севере нашей страны, о своеобразии природных и климатических условий, от которых зависит быт, одежда, характер труда и особенности культуры народа. К концу дошкольного детства ребё нок должен знать: нашу страну населяют народы разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, культура, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами, танцорами, песенниками, музыкантами, писателями, поэтами и художниками.

Разнообразны пути и средства в формировании у ребёнка интернациональных чувств. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребёнку к празднику; и прослушанные в детском саду и дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы воспитателя и родителей о событиях современности, происходящих в республиках (трудовых достижениях, почётных людях, героях труда и т. д., которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребёнка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать своё отношение к ней в делах.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм,.

Формирование основы патриотизма и начал гражданственности у детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №23" г. Хабаровск Доклад : «Формирование основы патриотизма.

Консультация «Формирование проектной грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование проектной грамотности у детей дошкольного возраста» .

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – та ценность,.

Консультация для педагогов: Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста. Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью.

Консультация для родителей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей.

Консультация для родителей «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это привычная поза непринужденного стоящего.

Консультация «Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста» «Центр развития ребенка – детский сад №110» г. Сыктывкара Статья «Формирование самооценки у детей старшего дошкольного.

Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста. Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного.

Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 мая 2019 в 12:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мудрецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД