Ветчинкина Галина
Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Представления о здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью чаще всего фрагментарны, валеологическая мотивация низкая в связи с их ограниченным жизненным опытом и нарушением когнитивной сферы. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы с такими детьми является формирование у них основ валеологической культуры, которая включает:
-представления о самих себе, строении тела человека;
-овладение основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
-знание основ здорового образа жизни;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
-усвоения правил безопасного поведения в быту и природе.
Реализация данного направления осуществляется поэтапно через специальные занятия и предметно-практическую деятельность, имеющие тематическую цикличность: «Я и мое тело», «Я ухаживаю за собой», «Я и мое здоровье», «Я и мир вокруг меня» Все занятия носят комплексный характер, содержат игровые элементы, практические упражнения, проблемные ситуации, театрализованные приемы, и направлены на создание положительной мотивации у детей к усвоению знаний валеологического характера. Предметно-развивающая среда для этих целей имеется в кабинете социально-бытовой ориентировки и тренировочной квартире.
Для более прочного усвоения детьми с нарушением интеллекта знаний, умений и навыков коррекционно-воспитательная работа ведется с опорой на различные анализаторы: зрительный (включение наглядного материала, схем и условных изображений, просмотр видео и презентаций, слуховой (восприятие информации на слух, кинестетику (выполнение упражнений и движений, речедвигательную деятельность (проговаривание своих действий, оценка выполнения и т. п.)
Первоначально с детьми проводится цикл занятий, объединенных тематикой «Я и мое тело», который предполагает знакомство детей со строением человеческого тела, дети учатся правильно называть и показывать на картинке, муляже, на себе части тела, получают представления о том, для чего нужны человеку органы чувств, части лица и т. п.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни начинается с овладения детьми основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Занятие с элементами театрализации «В гостях у Мойдодыра» способствует росту мотивации у детей с умственной отсталостью при овладении такими навыками. Ряд занятий, объединенных тематикой «Я ухаживаю за собой» включает беседы: «Для чего нужно чистить зубы», «Правила чистюли», «Как ухаживать за своим телом», «Как нужно ухаживать за волосами» и др. Пошаговый метод в практических упражнениях, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода, позволяют сформировать у детей определенные навыки личной гигиены и умения самостоятельно обслуживать себя.
Цикл занятий «Я мое здоровье» направлен на получение детьми знаний о здоровом образе жизни: это сведения по правильному уходу за собой, выработка негативного отношения к вредным привычкам, значимость для здоровья человека режима дня, прогулок и утренней зарядки. Также воспитанники усваивают различные приемы самооздоровления: учатся выполнять самомассаж, делают зрительные и дыхательные гимнастики, закаливающие процедуры, релаксационные упражнения. Тематика занятий разнообразна: например, при изучении темы «Питание» дети знакомятся с полезными для здоровья продуктами, культурой питания, учатся самостоятельно готовить витаминный салат. Тема «Цвет моего настроения» - в занятия входят игротренинги, арт-терпевтические техники, дети учатся снимать мышечное и внутреннее напряжение, позитивно сотрудничать с окружающими.
В рамках темы «Я и мир вокруг меня» дети изучают правила безопасного поведения в быту и природе. Для этого с ними в доступной форме проводится инструктаж по технике безопасности при пользовании бытовыми приборами, часть занятий направлена на изучение правил дорожного движения: «Наш друг – Светофорик», «Как вести себя в общественном транспорте», и др. Темы занятий «Наши друзья – комнатные растения», «Бережем природу», «Солнце, воздух и вода» имеют и экологическую и валеологическую направленность, как тесно взаимосвязанные понятия.
Таким образом, коррекционно-воспитательная работа по формированию валеологической культуры у детей с интеллектуальной недостаточностью направлена на укрепление и сохранение их здоровья, имеет большое значение для подготовки детей к самостоятельной жизни, что дает, в дальнейшем, возможность особому ребенку успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.