Получи документы

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения

Пальмина Лариса
Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения

Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому вопросу мы вернемся в конце презентации.

По данным мировой статистики, количество детей с нарушениями речи постоянно растет. И связанно это с множеством факторов: социально-экономических, экологических, генетических.

Публикация «Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения» размещена в разделах

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 70% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

Исследования лексики являются актуальными в настоящее время, что обусловлено значимостью лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с нарушениями речи.

Лексическая система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Эта часть лексики представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

Дети с нарушениями речи пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение (Н. С. Жукова, 1994г. ; Р. Е. Левина, 1986г. ; Л. Ф. Спирова, 1980г. ; Т. Б. Филичева; Г. В. Чиркина, 1999г. Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б. М. Гриншпун, В. Н. Еремина, И. Ю. Кондратенко, Р. Е. Левина, В. А. Ковшиков, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.).

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Объект исследования: процесс обогащения эмоциональной сферы старших дошкольников.

Предмет исследования: эмоциональное развитие и развития связной речи с элементами коррекции эмоционально-волевой сферы.

Цель исследования: формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.

Она реализуется через задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с основными видами эмоций. Классификация эмоций по модальности: радость, страх, удивление, гнев, печаль.

2. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).

3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Положительные эмоции возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Они являются сигналом собственной поведенческой компетентности.

Отрицательные эмоции возникают в ситуации фрустрации, т. е. при появлении препятствий на пути к цели. Связаны с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности. Активизируют механизмы психологической защиты.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Коррекционные:

1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики.

2. Развитие интонационной стороны речи.

3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Воспитательные:

1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).

4. Воспитывать правильную реакцию детей на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности рассчитано на два учебных года. Организация коррекционно-развивающей работы осуществляется в 3 этапа:

1 этап – диагностико-прогностический

Цель:

*комплексная диагностика;

- Мною разработан диагностический комплекс исследований эмоционального состояния старших дошкольников, который является предпосылкой для формирования эмоциональной лексики и диагностический комплекс исследований эмоциональной лексики.

- Анкетирование родителей «Что вас тревожит в собственном ребенке?», «Знаете ли вы своего ребенка?» проводится в сентябре и марте.

- По результатам анкетирования родителей, для создания положительной эмоциональной атмосферы они выбирают совместные с детьми праздники и развлечения.

- Заполнение родителями таблицы наблюдения за проявлениями эмоционального состояния своего ребенка и для выявления общего эмоционального фона группы.

* разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы;

* разработка плана осуществления коррекционно-развивающей работы

совместно с педагогами и родителями воспитанников.

В рамках «малого педсовета» обсуждаем результаты диагностики, намечаем пути коррекции.

2 этап - коррекционно - формирующий (поисково-продуктивный)

Цель:

* подготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики;

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

Изучение и уточнение эмоциональных состояний

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

Формирование воспроизведения ритма речи

Формирование восприятия выразительности речи

Использование междометий в экспрессивной речи

Использование фразы с нужной интонацией.

Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

* формирование эмоционально – экспрессивной лексики.

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением

Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)

Образование слов-синонимов

Образование слов-антонимов

Образование прилагательных путем частого или префиксального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)

Образование словосочетаний

Добавление слов в словосочетании

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами

Образование словосочетаний со словами противоположного значения

Составление предложений

Составление предложений с заданным словом

Составление деформированного предложения

Распространение предложений с помощью синонимов

Составление предложений с противительным союзом “А”

Составление предложений с союзом “потому что”

Обучение рассказыванию

Составление рассказов по графическим схемам

Составление рассказов по серии сюжетных картин

- Мною собрана картотека игр для развития эмоционально – речевой сферы, приобретены пособия и дидактический материал по теме.

- Разрабатывается комплект домашних заданий по теме.

«Придумайте и запишите рассказ по двум пиктограммам эмоций» с после-дующим рассказыванием в группе.

- Осуществляем взаимодействие с родителями через страничку логопеда на сайте МБДОУ.

* создание эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей среды;

- Педагогами группы были изготовлены: дидактическое пособие «Маски эмоций»,

дидактическое пособие «Чудо-дерево»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление представлений о временах года, элементы дыхательной гимнастики,

«Коробка - мирилка», успешно используем обруч для снятия агрессии и эмоционального напряжения.

*Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

- В рамках проектной деятельности педагогами и родителями было изготовлено многофункциональное пособие «Сухой аквариум».

Цель: развитие мелкой моторики, элементы дыхательной гимнастики, закрепление положительных эмоций, связанных с родителями, которые изготовили рыбок.

3 этап – оценочно-проективный (рефлексивный)

Цель:

* анализ результатов проведенной работы;

* формирование рефлексивной сферы участников коррекционно-развивающего процесса;

* проектирование последующей работы с детьми.

Диагностика эмоционального состояния детей проводится дважды в год (сентябрь, май). Результаты данной диагностики показали положительную динамику (см. Презентацию слайд 19).

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования, однако в начале этого периода дети еще не имеют способности оценивать себя адекватно и склонны переоценивать себя, на что их направляют преимущественно положительные оценки окружающих их взрослых. К завершению дошкольного периода у ребенка развивается способность верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.

Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует тесная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности. Однако к концу дошкольного возраста эти связи утрачивают статистическое значение, что может быть связано с созреванием самооценки, уровня притязаний и произвольных форм саморегуляции. Уровень тревожности и агрессивности уменьшается почти вдвое.

Вывод: Применение разработанных в группе различных направлений диагностической и коррекционно-воспитательной работы обеспечивает условия для стабилизации и гармонизации внутреннего состояния детей, способствует формированию эмоциональной лексики.

"Человек, научившийся управлять своими эмоциями, становится хозяином своей жизни". Дейл Карнеги.

Желаю всем хорошего настроения на весь день!

Возвращаясь к вопросу о любимом цвете. Предлагаем каждому взять лепесток любимого цвета и составить цветик - многоцветик на память о нашем семинаре.

Литература

1. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.

2. Годовникова Л. В., И. В. Возняк, А. А. Мороза, А. В. Белицкая «Коррекционно – развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» - Волгоград, «Учитель», 2013

3. Гуськова А. А. «Развитие речевого дыхания детей 3 – 7лет», Москва, «ТЦ Сфера», 2011

4. Глухов В. П. «Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», Москва, «Арктики», 2002.

5. Кондратенко И. Ю. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи», Москва, «Каро», 2006

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Санкт- Петербург, «СОЮЗ», 2001.

7. Лопатина Л. В., Н. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», Санкт- Петербург, «Союз», 2001

8. Перегуд А. И., С. В. Конкевич, Н. Г. Кудрявцева, Е. М. Долганова

9. «Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающейсреды в условиях ОЭР», Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2012

10. Скотникова Е. С. «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности», «Логопед. ру»

Глоссарий

Глоссарий (лат. glossarium — «собрание глосс») — сло-варь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Лексика (от греч. lexiks — относящийся к слову, совокупность слов, словарный состав языка.

Мимика - выразительные движения лицевых мышц, выражение лицом своего состояния, своих эмоций, чувств и отношений.

Пантомима (от др. -греч. (pantomimos) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Пантомима - жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Паралингвистические средства общения - невербальные (неречевые) средства передачи информации.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение, склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внут-реннем состоянии.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, выносливость) — терпи-мость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.

Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю, удаление, исключение, устранение чего-л.

Эмоции (франц. motion, от лат. emoveo — потрясаю, волную, субъек-тивные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Эмпатия (греч. «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.

Словарь добрых слов и выражений

Приветствие

Доброе утро!

Доброго здоровья!

Здравствуйте!

Мир вашему дому!

Нижайший поклон!

Очень рада вас видеть!

Привет!

Приятно снова вас видеть!

Приветствую вас!

Рада встрече с вами!

Прощание

Будьте здоровы!

Всего доброго!

Всего хорошего!

Доброй ночи!

Доброго пути!

До встречи!

До свидания!

До скорого свидания!

До скорой встречи!

Желаю всяческих благ!

Кланяюсь вам!

Нижайший поклон!

Позвольте откланяться!

Прощайте!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи» О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее.

Реферат «Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом ДаунаФормирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов. Работая логопедом много лет, я заметила, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства.

Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников.

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Мастер-класс. Использование невербальных средств выразительности в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста Цель: Формировать способы невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплять навыки межличностного взаимодействия и формировать.

Игры для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речиИгры для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Необходимо знать,что развитие мелкой моторики рук важно не только для.

Развлечение в средней группе «Поможем Петрушке стать вежливым» Развлечение в средней группе «Поможем Петрушке стать вежливым.» ___ Программное содержание: Формирование.

Реферат: Формирование словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией (Часть 2) Актуальность исследования. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 15:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения» (включая файлы) размещена пользователем Пальмина Лариса (УИ 824601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД