Ольга Путинцева
Формирование умений дошкольников использовать элементарные математические представления в практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
Публикация «Формирование умений дошкольников использовать элементарные математические представления в практической деятельности» размещена в разделах
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).
Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений :
• выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;
• широкое использование дидактического материала;
• возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом :
• выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;
• широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.
Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Взаимосвязь между ними определяется не только общностью функций, но требуются действия по представлению, проявление смекалки, сообразительности.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.
Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно-печатные игры, как правило, — в свободное от занятий время.
Основными направлениями в формировании элементарных математических представлений являются :
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа : «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине.
Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева; различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро - вечер.
Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребенок получает вначале вне игры, а в ней лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации (в сюжетно дидактических, дидактических и других видах игр).
Игра как метод обучения и формирования предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д., игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.).
В своей образовательной деятельности широко использую занимательные по форме и содержанию разнообразные игры и упражнения:
«Подарки для куклы Маши»; «Чудесный мешочек»; «Мы веселые ребята»; «Магазин игрушек»; «Почтальон принес посылку», «Карусели»; «Самолеты»; «Найди свой домик»; «Соберем куклу на прогулку»; «Птички в гнездышках». «Чья дорожка длиннее», «Угостим зверей», «Через ручеек», «Подберем ленточки для куклы», «Игры с пальчиками», «Почтовый ящик», «Соберем бусы», «Расставим игрушки» «Что люди делают», «Когда это бывает?» (с использованием сюжетных картинок) и другие.
Результаты 2 младшая группа:
Умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
Могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
Различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
Понимают смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
Понимают смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Продолжаем работу по знакомству с геометрическими фигурами, сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров,при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины; ориентироваться относительно себя в пространстве и на листе бумаги, различать левую и правую руки. Продолжаем учить различать контрастные части суток: день-ночь, утро-вечер.