МААМ-картинки

Формирование представления о геометрических фигурах

Анастасия Крапоткина
Формирование представления о геометрических фигурах
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №328 комбинированного вида»

Представления о геометрических фигурах

(старший дошкольный возраст)

Выполнила:

Крапоткина А. С.

воспитатель ДОУ

г. Красноярск, 2016

Содержание

Пояснительная записка…. 3

Глава I. Анализ литературных источников…5

§1.1 Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста…. 5

Публикация «Формирование представления о геометрических фигурах» размещена в разделах

§1.2 Программно – методические материалы по представлению о геометрических фигурах у старших дошкольников…. 9

Глава II. Методические рекомендации….11

Список использованной литературы….18

Приложение….19

Пояснительная записка

Актуальность. Современное общество определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами. Одной из задач дошкольного воспитания является формирование представлений о геометрических фигурах. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета, рассматривали такие педагоги как: А. М. Леушина (1974, А. А. Столяр (1988, Т. И. Ерофеева (1992), Л. А. Парамонова (1998, Т. С. Будько (2006). Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Цель: предложить методические рекомендации, направленные на усвоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники.

2. Составить дифференцированные методические рекомендации для усвоения детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах.

Теоретическая значимость заключается в том, чтобы теоретически изучить особенности и развитие представлений о геометрических фигурах детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные методические рекомендации, могут быть использованы родителями, воспитателями и другим специалистами для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, в частности усвоить представления о геометрических фигурах.

Глава I. Анализ литературных источников.

§1.1 Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала [9].

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур.

Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности.

При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов: большое место занимают практические методы и наглядные (упражнения и практические работы, также необходимость организовать моделирование детьми изучаемых фигур[9].

Ребенок дошкольного возраста проходит два этапа обучения геометрическим фигурам. Дети 5-6 лет находятся на втором этапе обучения, и он должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления»[9].

А. А. Столяр (1988) приходит к вводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделяться в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами.

Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление [9].

С. Л. Рубинштейн считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур. Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия [7].

Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами.

Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названия фигур. Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума [9].

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисование, лепка).

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур. Это все развивает пространственные представления и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества, как целенаправленность, настойчивость.

Т. С. Будько утверждает, что в 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме [2].

Следует отметить, что уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать взаимосвязь между разными геометрическими формами, их знания обогатились представлениями о многообразных геометрических фигурах, а представления систематизировались : дети узнали, что одни формы оказываются подчиненными другим, например, понятие четырехугольника обобщает такие понятия, как квадрат, прямоугольник, трапеция и другие, а понятие многоугольника обобщает все четырехугольники, все треугольники, пятиугольники и т. д., независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень, готовит их к усвоению научных понятий в школе [9].

Отсюда видно, что целенаправленная деятельность воспитателя по формированию геометрических представлений создает благоприятные условия как для успешного усвоения курса математики в целом, так и для развития мыслительных процессов, самостоятельности.

Таким образом, развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста происходит при овладении перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур.

§1.2 Программно – методические материалы по представлению о геометрических фигурах у старших дошкольников

Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования, что, в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы дошкольного образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации №273 - ФЗ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер.

Существует большое количество основных (комплексных) программ дошкольного образования, таких как: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, «Радуга» Т. Н. Дроновой, «Детство» Т. И. Бабаевой, «Развитие» Л. А. Венгер, «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» Л. А. Парамоновой, «Из детства – в отрочество» Т. Н. Дроновой, Л. А. Голубевой, «Истоки» Л. А. Парамоновой, «Школа 2100»(«Детский сад 2100») А. А. Леонтьева и другие.

Согласно статье № 64 п. 2 «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Реализация общеобразовательных программ дошкольного воспитания обеспечивают права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Анализируя образовательные программы дошкольного воспитания, геометрический материал не выделен в программах в виде отдельной темы, он изучается небольшими порциями, используется в качестве средств наглядности, а также как средство применения знаний.

Изучение представлений о геометрических фигурах прослеживается в образовательной программе дошкольного образования Детского сада №328 в пункте 2.1.2. Познавательное развитие. А также представления о геометрических фигурах взаимодействуют (интегрируют) с пятью образовательными областями, обеспечивающими развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Особенности представлений о геометрических фигурах направленны на развитие способности восприятия формы предмета и фигуры, способности к обратимости мыслительных процессов, способности к обобщению геометрических фигур, а именно:

1. представления об эталонах

2. узнавания (нахождения) геометрических фигур в окружающих предметах

3. знаний о существенных признаках геометрических фигур

4. воспроизведения геометрических фигур

5. классификации геометрических фигур

6. преобразования, превращения геометрических фигур в предметы

7. расчленения изображения на составные части

8. видоизменения геометрических фигур

Глава II. Методические рекомендации.

Предлагаемые методические рекомендации представлены в III блока специально подобранных игр и упражнений, которые направлены на развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения, могут быть использованы воспитателями, а также другими специалистами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста на фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП, в ходе непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулках, в самостоятельных играх детей.

Данный материал подобран из разных источников.

I Блок. Развитие способности восприятия формы предмета и фигуры.

1.1. Игра «Внимание»(вариант игры «Что в мешочке?»)[1].

Цель: развитие восприятия формы предмета и фигуры; также игра способствует развитию внимания, восприятия и воображения. Развитию объема образной памяти.

Материал: мешочек из ткани и несколько небольших предметов, среди которых должны быть геометрические тела : шар, куб, квадрат, круг, цилиндр, пирамидка (конусообразная форма)

Инструкция: На ощупь определи, что за предмет у тебя в руке, назови его и только после этого вынимай предмет из мешочка.

1.2. Игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой»[6].

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, их свойствах; также игровые упражнения способствуют развитию у детей геометрического воображения, пространственных представлений.

Материал: лист бумаги с изображенными на нем кругами разных размеров (Приложение 1, рис. 10).

Инструкция. Назови предметы имеющие в строении круг. Составь или дорисуй то, что тебе интересно.

(Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, часы и более сложные формы.

Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой – либо силуэт: елку, домик, флажок и другие.)

1.3. Игра «На какую фигуру похоже[8].

Цель: развивать способность восприятия формы предмета и фигуры.

Материал: листы с изображением предметов и фигур, простые карандаши (Приложение 1, рис. 11).

Инструкция: Соедините предмет с геометрической фигурой, на которую он похож.

1.4. Игра «Кто наблюдательнее?» [4].

Цель: развитие восприятия, также игра способствует развитию памяти, активизация словарного запаса.

Ход выполнения: воспитатель предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы. Аналогичные задания поочередно даются всем детям.

II Блок. Развитие способности к обобщению геометрических фигур.

2.1. Игра «Где какие фигуры лежат»[5].

Цель: ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме)

Материал: набор фигур.

Ход выполнения: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы (Приложение 1, рис. 1).

2.2. Упражнение «Нарисуй фигуру»[10].

Цель: закрепление названия фигур, также упражнение способствует развитию мелкой моторики.

Материал: рисунок с изображением геометрических фигур (Приложение 1, рис., распечатанные бланки с недорисованными геометрическими фигурами (Приложение 1, рис. 2, простой карандаш, линейка.

Инструкция: 1-этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

2-этап: ребенку дают распечатанный Бланк 2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

2.3. Упражнения с карточками [10].

Цель: развитие умственных операций анализа, синтеза и обобщения, также игра способствует развитию умения выделять существенные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, развитию мелкой моторики рук.

Ход выполнения: выполнить задания, данные на рисунках:

А)Сравни предметы. Назови сходства между предметами и их различия (Приложение 1, рис. 13)

Б)Раздели предметы на три группы. Что между ними общего и чем они отличаются (Приложение 1, рис. 14)

В)Найди лишний предмет в каждом ряду (Приложение 1, рис. 15).

Г)Нарисуй фигуры, которые получатся после знака равно (Приложение 1, рис. 16).

Д)Дорисуй в каждом ряду фигуры. Обрати внимание на их последовательность (Приложение 1, рис. 17).

III Блок. Развитие способности к обратимости мыслительных процессов.

3.1. Игра-головоломка «Пифагор»[6].

Цель: развитие мыслительной деятельности; также игра способствует развитию пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Материал: Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур : 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм) (Приложение 1, рис. 3).

Инструкция: Посмотри на образец (Приложение 1, рис. 4) и расскажи о способе расположения фигур. Попробуй выложить такие же фигуры. (По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости.)

3.2. Игра «Танграм»[10].

Цель: учить детей анализировать способ расположения частей; также игра способствует составлению фигуры-силуэта, ориентируясь на образец (А); рассказывать предположительный способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход ее выполнения (Б); развитию способности осуществлять предположительный зрительно – мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически (В).

Материал: набор фигур к игре "Танграм" (Приложение 1, рис. 5, карточка – образец, фланелеграф, доска, мел.

Ход выполнения

А)Составление фигуры-силуэта зайца

Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (Приложение 1, рис. 6) и говорит: "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?" Нужно назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц, разных размеров. После того, как рассмотрели, из каких фигур составлен заяц, дети берут свои наборы и составляют фигуру зайца. Затем воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру, то есть назвать расположение составных частей по порядку.

Б)Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся

Воспитатель обращает внимание детей на образец (Приложение1, рис. 7) : "Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

В)Составление фигуры-силуэта домика

«Рассмотри внимательно домик - стены, крышу, трубу (Приложение 1, рис. 8). Расскажи, как бы ты составил его из имеющегося набора фигур». Затем предложить ребенку изобразить графически, мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика.

На протяжении ряда занятий ребенок составляет еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам (Приложение 1. рис. 9).

3.3. Упражнение «Квадраты»[1].

Цель: уточнение образа квадрата посредством решения конструктивной задачи; также игра способствует развитию аналитико – синтетического визуального мышления.

Материал: цветные квадраты, разрезанные на части

Инструкция: Собери квадрат из деталей.

3.4. Упражнение «Забавные фигурки»[1].

Цель: развитие конструктивного мышления.

Материал: треугольники и квадраты из дидактического набора.

Ход выполнения: воспитатель предлагает ребенку сложить из квадратов полоску; сложить полоску из деталей треугольной формы; затем предлагает сложить какой – нибудь узор из квадратов и треугольников.

3.5. Упражнение «Флажки» [1].

Цель: развитие аналитико – синтетического мышления, также упражнение способствует уточнению представлений о геометрических фигурах.

Материал: конверт с геометрическими фигурами из тонкого цветного картона (фигуры соответствуют форме флажков) и карточки с флажками (рис. 12, счетные палочки (для палочки флажка).

Ход выполнения: воспитатель показывает ребенку карточки с изображениями флажков по одной, ребенок должен сложить такие же флажки в той же последовательности и в том же порядке.

3.6. Упражнение «Сложи из палочек»[3].

Цель: развитие конструктивного мышления.

Материал: счетные палочки.

Инструкция:

сложить два квадрата из семи палочек;

сложить три треугольника из семи палочек;

сложить прямоугольник из шести палочек;

из пяти палочек сложить два разных треугольника;

из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

из десяти палочек составить три равных квадрата;

можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?

можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

Некоторые из примеров с другими играми можно посмотреть в источниках и на сайтах:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991

2. Белая А. Е. Развивающие игры, 2001

3. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей, 2004

4. Дъяченко О. М. чего на свете не бывает, 1991

5. Григорович Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе, 2000

6. Сайт https://www.razvitierebenka.com

7. Сербина Е. В. Математика для малышей, 1992

8. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. Я считаю и решаю! : Уникальная методика обучения математике. Кн. :2. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 208с.

2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

. -- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с

3. Васильева Н. Статья «Действуй самостоятельно», «Обруч» №3/2012

4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занития в подготовительной группе: конспекты занятий. - М. : Книголюб, 2004. - 64 с.

5. Касабуцкий Н. И. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет. – М. : Просвещение, 1991

6. Михайлова З. А., Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 94 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб: Издательство "Питер", 2000

8. Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении. - М. : ТЦ «Сфера», 2010

9. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М. : Просвещение, 1988.

10. Сырвачева Л. А., Уфимцева Л. П., Диагностическая и коррекционно – развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие: в 2 ч. / КГПУ им. В. П. Астафьева. -Красноярск,2015

11. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2005

Приложение 1.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 12

Рис. 11

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста Совершенствовать навыки умывания; формировать КГН (мыть руки перед едой) ; Закреплять умения в дежурстве: накрывать на стол столовые приборы.

Конспект занятия по развитию речи с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ «Терем-теремок» Методическая разработка конспекта «Терем — теремок» Развитие речи с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ + английский язык. Цель:.

Методическая разработка макета «Круиз по природным зонам»Методическая разработка макета «Круиз по природным зонам» В разработке представлен игровой материал для развития познавательных способностей детей. Материал будет полезен педагогам и родителям.

Лепбук «Вопросы адаптации»Лепбук «Вопросы адаптации» Лепбук «Вопросы адаптации»Автор: Пенская Т. В., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ № 31 «Тополёк» Лэпбук (lapbook, или как его еще называют.

Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ "Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ" Светлана Синёва Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного.

Паспорт подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 " Жемчужинка". ПАСПОРТ подготовительной группы №1.

Танец мальчиков с ложками к празднику мам для средней группыТанец мальчиков с ложками к празднику мам для средней группы Танец мальчиков с ложками для средней группы к празднику мам. Предлагаю Вашему вниманию описание движений танца с ложками для детей средней.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Положение о школьном совете Устав Школьное самоуправление ГБОУ СОШ № 247 Красносельского района г. Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1.«Школьный совет», далее.

Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представления о геометрических фигурах
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 10:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представления о геометрических фигурах» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Крапоткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД