Ольга Ивочкина
Мастер-класс «Формирование организационных умений и навыков у будущих первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ивочкина Ольга Зиновьевна
Должность и место работы : учитель начальных классов ОШ I-III ступеней с. Мануйловка
Лауреат редакционного конкурса журнала «Расскажите внуку» «Упражнения полезные и интересные»-за разработку мини – учебника по математике «Состав числа»2011г
Благодарность. Учасник IХ Всеукраинского смотра – конкурса «Панорама творческих уроков» 2010г
Грамота. Учасник Х II Всеукраинского смотра – конкурса «Панорама творческих уроков»
2013г.
Публикация «Мастер-класс „Формирование организационных умений и навыков у будущих первоклассников“» размещена в разделах
Сертификат. Учасник II Всеукраинского конкурса «Творческий учитель-обдарованный ученик» в номинации «Сценарии открытых мероприятий, тренингов» 2013г.
Диплом. Учасник Всеукраинской акции «Педагогическое творчество-волшебный ключ к детской творчести» За творческую разработку мини –учебника «Абетка-розмалюйка»2014г.
Грамота. Учасник Х III Всеукраинского смотра – конкурса «Панорама творческих уроков» 2014г.
Педагогический стаж :38лет
Квалификационная категория : высшая
Мастер – класс
«Формирование организационных умений и навыков у будущих первоклассников»
Цель мастер-класса : трансляция опыта педагогической деятельности по развитию организационных умений и навыков у будущих первоклассников.
Задачи:
-определить актуальность данной темы в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего образования ;
-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию умений и навыков;
-повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по формированию умений и навыков младших школьников в образовательном процессе.
-Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании организационных умений и навыков у будущих первоклассников; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса :
1Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
2 .Мотивация к мастер-классу
Меня зовут Ольга. Ольга значит «ответственная» ,светлая», «солнечная», «Достойная есть», «независимая» . Тайна имени :Ольга женская форма от мужского Олег. Цвет имени –желтый, счастливый день понедельник. Способна понять, успокоить и помочь в трудную минуту.
Самое короткое расстояние между людьми это улыбка. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.
Актуальность
Тема нашего сегодняшнего разговора «Формирование организационных умений и навыков у будущих первоклассников»
Предлагаю вам высказать свое мнение «Почему именно сейчас во главу угла обучения ставим формирование умений и навыков, воспитание желания учиться?»
- Перед вами лежат солнечные лучики, запишите на них свои ассоциации:
(учителя пишут на лучах свои ассоциации и вывешивают на доску)
-Представьте свои ассоциации
- Я с вами согласна. Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены произошли в образовании, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объёма;усложнение содержания учебного материала школьного образования,без должного внимания к задаче формирования умений и навыков приводит к несформированности у учащихся умения учиться. С введением новых стандартов изменились ключевые позиции современного урока :
-активная позиция учащихся на уроке : ученик на уроке -учится сам, учит других ;
- учитель на уроке - «дирижер», создающий условия для развития учащихся ;
-на уроке происходит не воздействие, а взаимодействие ;
- ключевая позиция –сотрудничество, сотворчество.
Организация практической деятельности.
-Ещё во втором веке до нашей эры Теренций сказал :«Нет ничего сказанного, что не было сказано раньше».Это очень верно. И вряд ли я скажу сегодня что – то новое. Но я хочу сказать то, о чем я всегда думаю,когда начинаю работу с будущими первоклассниками. Каждый раз новый состав детей, меняется положение в обществе, но меня волнует какими вырастут мои ученики, кем станут. Как помочь ребенку раскрыть в нем самое лучшее, доброе, неповторимое и непохожее. Две тысячи лет назад Сократ сказал : «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!». И всегда начиная работу в «Школе будущего первоклассника» знаю, что каждому ученику надо давать светить по –своему. Эта работа начинается с самых первых дней прихода детей на занятия, с формирования умений.
-Давайте немного поговорим, что мы понимаем под умением? . Закончите предложение :
УМЕНИЕ
(учителя записывают свои высказывания и вывешивают их на доску, комментируют (слайд №1)
Умение- это владение способами (приемами, действиями)применения усваиваемыхзнаний на практике с надлежащим качеством. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего впрок. Любое умение, тем более сложное, не создается заново со всеми его компонентами, а формируется на основе переноса уже имеющихся знаний, представлений и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те их элементы, которых не достает в этих новых условиях.
Умения это система действий самого ребенка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию.
Простые физические умения : умение пользоваться ложкой, печатать на машинке, водить машину. Сложные социальные умения : умение знакомиться, умение слушать, делать презентации, вести переговоры. Я вам предлагаю сегодня поработать над формированием сложных умений : умения знакомиться, умения слушать, договариваться.
4 Создание проблемной ситуации. (Слайд №3)
Дети, отгадайте пожалуйста загадки :
Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень,
Её желтые ребятки
Называются( «цыплятки»(Дети хором отвечают)
Зернышки она клюет,
Яйца вкусные несет.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет (курица)
Учитель загадывает загадки и провоцирует детей на шумные ответы.
Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?
-Очень шумно.
-А почему так произошло?
-Ответ знали все, а с поднятой рукой учитель может спросить лишь некоторых. Ответить хотели все.
-Что же делать? Как поступают школьники?
Обсуждение в группах ситуации и вывод. (Ответы детей)
Послушайте, дети, я вчера была в соседнем классе и познакомилась там с девочкой Олей. Она не кричала, не шумела, но учитель ее видел, спрашивал, и она ему отвечала и при этом Оля никому не мешала. Как вы думаете, каким секретом пользовалась девочка? (Ответы детей. Подвести детей к правилу «Поднятой руки «) Правильно, девочка пользовалась школьным правилом, правилом «Поднятой руки.» Кто из вас знает, как надо поднимать руку?
-Посмотрите на экран и скажите : «Кто из деток правильно поднял руку?» Слайд 4,5
- Вот, ребята, мы с вами и узнали первый секрет школьника. Дошкольник, если хочет ответит, просто кричит, а настоящий школьник поднимает руку.
-А что бы дать, дети,ответ на мой вопрос, как вы будете действовать по правилу или нарушать его? (Ответы детей.)Покажите, как вы будете поднимать руку.
-Для чего нам нужно это правило? (Это правило нам нужно для того чтобы не шуметь в классе и быстро отвечать на вопросы учителя и тогда все ученики смогут дать ответ. Когда надо о чем либо спросить – тоже это правило пригодится) . Значит главное в работе : не шуми понапрасну, а говори коротко и ясно.
- Дети, нравится ли вам работать по новому правилу?
- Согласны пользоваться этим правилом. ?
Прикрепляю на доску знак «Поднятая рука.»
-Что же вы будете ребята делать, если на уроке вам надо будет спросить или ответить на вопрос (Поднимать руку будем).Покажите как вы будете поднимать руку.
5 Работа с рисунком. (Слайд 6)
Каждый из вас получил рисунок маленького цыпленка,разрисуйте его цветными карандашами и напишите своё имя, если умеете. Можно нарисовать рисунок, если не можете написать свое имя. (Звучит музыка, дети разрисовывают цыплят)
Дети, все закончили свою работу? Если закончили работу, поднимите руку. А теперь мы поиграем. Надо отнести цыпленка к его маме и прикрепить возле курочки, где кому захочется. Но при этом надо громко сказать свое имя, чтобы курочка–мама знала, как зовут ёё цыпленка. Например : меня зовут Саша.
5 Работа у доски
Кто желает пойти к доске и прикрепить цыпленка? Кричать не надо, а поднимите руку и я вас вызову. (Дети прикрепляют цыплят, где кому хочется.) Звучит музыка.
(Слайд 7)
- А сейчас, дети,вот на этом паровозике мы с вами отправимся в путешествие на полянку маленьких утят. (Ребята берут половинку паровозика и по цвету ищут вторую половинку паровозика, познакомьтесь со своим другом и садитесь в вагончик. Поезд отправляется. Будьте осторожны. Дети дают сигнал отправления поезда.)
На экране появляется (слайд 8,9)
Звучит музыка «Танец маленьких утят», все ребята танцуют.
7 Итог занятия
- Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?
Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. А теперь закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (Учитель по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы.) Ребята, всем спасибо за работу. Я дарю вам вот такого маленького утенка, а когда придете домой расскажите родителям о нашем занятии, о своих друзьях, кого как зовут и если захотите, то разрисуйте утенка. До следующего занятия.
Рефлексия
-Дорогие коллеги в конце нашего занятия я хочу сказать, что бы ребенок хотел учиться у него должно быть желание, поэтому я строю свою работу так, чтобы ученик увидел что учеба –это радость, а не только обязанность,учебой можно заниматься с увлечением, а не просто через обязательства. Поэтому надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Урок –это мой подарок детям ; ради чего я хочу провести этот урок, ради того чтобы дети овладели умениями и знаниями, развиваю в детях думание,чтобы они могли сказать свою мысль –это цепочка моей работы, моей любви к детям.
- Сейчас я предлагаю обвести свою ладонь и написать ваше мнение о нашей работе. Продолжите фразу :
-«Я узнала, что …»
-«Мне было …»
-«Я была не согласна …»
-«В своей работе я …»
-«Сегодня для меня было новым, то что…»
Давайте из ладошек сделаем елочку пожеланий.
Приложение 1
Дети разрисовывают цыплят и прикрепляют возле курочки. Все делают самостоятельно. Кто -то размещает на голове курочки, другие внизу, кто -то примостился справа возле сердца или внизу на печени, кто -то сидит на шее, на голове,под крылом, а некоторые поселились очень далеко от курочки и только наблюдают за нею, а есть и такие, которые нашли себе место в конце рисунка. Этот рисунок можно использовать на родительском собрании для сравнительного анализа рисунка с фразеологическими оборотами.
Например :
-сидеть на шее –надеются всю ответственность переложить на учителя ;
-быть возле сердца – уважают и ценят мнение учителя ;
-сесть на печень –приносить постоянные неприятности учителю ;
-сидеть на голове –занимать все мысли учителя ;
-спрятаться под крыло –постоянно думать об учительской опеке, защите, помощи ;
отдаленные от учителя –не чувствуют единства в коллективе, не видят себя одной семьёй