Получи документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр

Нина Ивакина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.

Н. О. Ивакина,

воспитатель

МБДОУ д/с № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода

Г. Б. Оразова,

воспитатель

МБДОУ д/с № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях. В статье раскрыты аспекты диагностического исследования по выявлению уровня сформированности представлений о профессиях у детей, цель, задачи, принципы и содержание работы.

Ключевые слова: профориентация, ранняя профориентация, профессия, труд, старший дошкольный возраст, игра, роль, сюжетно-ролевая игра.

В настоящее время современная система дошкольного образования ставит новую цель – познакомить детей с миром профессий, что в будущем поможет им успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде, обладая необходимыми для этого чертами педагога, изобретателя, экономиста, программиста, актера и др. В педагогике это называется введением детей в профориентацию.

О ранней профориентации детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где указывается важность формирования у детей положительного отношения к труду. Кроме этого в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного детства ранняя профориентация детей является важной задачей профессионального воспитания [4].

Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, направленная на то, чтобы выявить личностные особенности, интересы и способности индивида с целью оказания ему помощи в разумном выборе профессии, которая соответствует его индивидуальным возможностям [1].

Ранняя профориентация не состоит в том, чтобы навязывать ребенку, кем он должен стать, а заключается в ознакомлении его с различными видами труда, привитии уважительного отношения к результатам труда окружающих людей с целью облегчения самостоятельного выбора в дальнейшем. Когда ребенком осваивается широкий спектр навыков и умений в детстве, то в более старшем возрасте он будет знать и правильно оценить свои возможности. Поэтому дошкольный период детства является подготовительным этапом закладывания основ для профессионального самоопределения [2].

На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода была организована работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр. Сначала было организовано и проведено выявление исходного уровня сформированности представлений о профессиях с помощью методики, предложенной Т. И. Гризик, Г. А. Урантаевой «Представления о труде взрослых». Критериями данной методики являлись характер представлений о труде взрослых и отношение детей к труду взрослых.

По результатам проведенного исследования у 50% дошкольников отмечался низкий уровень сформированности представлений о профессиях, для 35% детей был характерен средний уровень, 15% испытуемых продемонстрировали высокий уровень. Согласно полученным данным исследования, пришли к выводу о том, что большинство детей неполные представления о профессиях : затруднения в ориентации трудовых средств, ограниченность словарного запаса, характеризующего специфику профессий.

Полученные результаты исследования позволили сделать заключение о необходимости реализации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях. Перед педагогами стоит задача поиска таких средств, которые бы в полной мере смогли реализовать образовательный процесс, решив при этом все поставленные задачи. Одним из таких средств выступают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является видом деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях могут воспроизводить сферу деятельности и общения взрослых, для того чтобы усвоить важнейшие социальные роли и выработать навыки формального и неформального общения [3].

Работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр включала следующие направления: определение цели и задач деятельности, основополагающих принципов; создание развивающей предметно-пространственной среды; организация образовательной деятельности, деятельности в процессе режимных моментов, направленных на знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевых игр; организация взаимодействия с родителями (законными представителями); оценка эффективности выбранных форм, методов и приемов.

Основная цель работы – познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями посредством сюжетно-ролевых игр. В соответствии с поставленной целью нами решались следующие задачи (рис. 1) :

Рис. 1. Задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр

Основополагающими принципами являлись следующие: личностно-ориентированного взаимодействия, доступности, достоверности и научности знаний, открытости, диалогичности, активного включения детей в практическую деятельность, рефлексивности.

Таким образом, реализация работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр показала положительную динамику результатов в уровнях сформированности представлений о труде взрослых. Проанализировав полученные данные, выявили, что 15% детей имею низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых, 35% дошкольников продемонстрировали средний уровень и для 50% испытуемых характерен высокий уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кот Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. С. 34-37.

2. Маматова И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 399-401.

3. Психология человека от рождения до смерти: учебник / Аверин В. А. и др. ; под ред. А. А. Реана. М. : АСТ, 2015. 656 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 15 мая 2022 в 18:02
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Нина Ивакина (УИ 923542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД