Нина Ивакина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.
Н. О. Ивакина,
воспитатель
МБДОУ д/с № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода
Г. Б. Оразова,
воспитатель
МБДОУ д/с № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях. В статье раскрыты аспекты диагностического исследования по выявлению уровня сформированности представлений о профессиях у детей, цель, задачи, принципы и содержание работы.
Ключевые слова: профориентация, ранняя профориентация, профессия, труд, старший дошкольный возраст, игра, роль, сюжетно-ролевая игра.
В настоящее время современная система дошкольного образования ставит новую цель – познакомить детей с миром профессий, что в будущем поможет им успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде, обладая необходимыми для этого чертами педагога, изобретателя, экономиста, программиста, актера и др. В педагогике это называется введением детей в профориентацию.
О ранней профориентации детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где указывается важность формирования у детей положительного отношения к труду. Кроме этого в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного детства ранняя профориентация детей является важной задачей профессионального воспитания [4].
Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, направленная на то, чтобы выявить личностные особенности, интересы и способности индивида с целью оказания ему помощи в разумном выборе профессии, которая соответствует его индивидуальным возможностям [1].
Ранняя профориентация не состоит в том, чтобы навязывать ребенку, кем он должен стать, а заключается в ознакомлении его с различными видами труда, привитии уважительного отношения к результатам труда окружающих людей с целью облегчения самостоятельного выбора в дальнейшем. Когда ребенком осваивается широкий спектр навыков и умений в детстве, то в более старшем возрасте он будет знать и правильно оценить свои возможности. Поэтому дошкольный период детства является подготовительным этапом закладывания основ для профессионального самоопределения [2].
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода была организована работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр. Сначала было организовано и проведено выявление исходного уровня сформированности представлений о профессиях с помощью методики, предложенной Т. И. Гризик, Г. А. Урантаевой «Представления о труде взрослых». Критериями данной методики являлись характер представлений о труде взрослых и отношение детей к труду взрослых.
По результатам проведенного исследования у 50% дошкольников отмечался низкий уровень сформированности представлений о профессиях, для 35% детей был характерен средний уровень, 15% испытуемых продемонстрировали высокий уровень. Согласно полученным данным исследования, пришли к выводу о том, что большинство детей неполные представления о профессиях : затруднения в ориентации трудовых средств, ограниченность словарного запаса, характеризующего специфику профессий.
Полученные результаты исследования позволили сделать заключение о необходимости реализации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях. Перед педагогами стоит задача поиска таких средств, которые бы в полной мере смогли реализовать образовательный процесс, решив при этом все поставленные задачи. Одним из таких средств выступают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является видом деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях могут воспроизводить сферу деятельности и общения взрослых, для того чтобы усвоить важнейшие социальные роли и выработать навыки формального и неформального общения [3].
Работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр включала следующие направления: определение цели и задач деятельности, основополагающих принципов; создание развивающей предметно-пространственной среды; организация образовательной деятельности, деятельности в процессе режимных моментов, направленных на знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевых игр; организация взаимодействия с родителями (законными представителями); оценка эффективности выбранных форм, методов и приемов.
Основная цель работы – познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями посредством сюжетно-ролевых игр. В соответствии с поставленной целью нами решались следующие задачи (рис. 1) :
Рис. 1. Задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр
Основополагающими принципами являлись следующие: личностно-ориентированного взаимодействия, доступности, достоверности и научности знаний, открытости, диалогичности, активного включения детей в практическую деятельность, рефлексивности.
Таким образом, реализация работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр показала положительную динамику результатов в уровнях сформированности представлений о труде взрослых. Проанализировав полученные данные, выявили, что 15% детей имею низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых, 35% дошкольников продемонстрировали средний уровень и для 50% испытуемых характерен высокий уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кот Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. С. 34-37.
2. Маматова И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 399-401.
3. Психология человека от рождения до смерти: учебник / Аверин В. А. и др. ; под ред. А. А. Реана. М. : АСТ, 2015. 656 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.