Елена Андрианова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе через экспериментирование в процессе Фопдо
▼ Скачать +Заказ
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе через экспериментирование в процессе реализации ФОП ДО
Ознакомление дошкольников с неживой природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе через экспериментирование в процессе Фопдо» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы. Экологические представления определяются как :
представления о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе;
представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
В содержании экологических представлений отражаются сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (т. е. информация, имеющая прямое отношение к экологии человека, также в содержании экологических представлений раскрывается аспект природопользования (использование человеком природных ресурсов) и охраны окружающей среды.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования уже с раннего возраста педагог привлекает внимание детей к объектам неживой природы, однако в возрасте 5-6 лет в области познавательного развития одна из основных задач образовательной деятельности это:
продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.
Содержание образовательной деятельности согласно ФОП ДО для детей 5-6 лет в формировании понятий о неживой природе :
педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы).
О вопросах формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе писали многие деятели науки, труды которых имеют непреходящую ценность для дошкольной педагогики (В. А. Сухомлинский, Е. Н. Водовозова, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский). Они считали, что ознакомление детей с природой в дошкольном образовательном учреждении требует постоянного прямого общения с ней.
Именно в возрасте 5-6 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей этого возраста.
При правильном планировании работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.» В этом случае возрастает роль воспитателя, как умного друга и советчика.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например, «Ребята, если мы с вами опустим воздушный шарик, в воду, он утонет? А если мы по пытаемся его утопить, как он себя поведет?»
Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания эти преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Старшим дошкольникам предлагается вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы. Так, например, на наших прогулках мы наблюдаем за ветром, проводим опыты с песком и водой в теплый период.
Для того чтобы знания детей о неживой природе были осознанными, в детском саду проводятся несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, песка, света об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
В нашем детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы и растениями с использованием «Мини - лаборатории». С ее помощью мы проводили ряд экспериментальных занятий, таких как:
Смешивание красок (дети наблюдают, как краски поднимаются по салфеткам и смешиваются, образуя новый цвет);
Пена в стаканчике (дети наблюдают за образованием воздушной пены в процессе выдувания воздуха через соломинку);
Магнитные истории (изучение свойств магнита).
Песчаные истории (дети рассматривали песчинки под микроскопом, смешивали с водой, строили песчаные замки (из сырого) и барханы (из сухого песка)
Световое шоу (изучение искусственных источников света (фонарик, свеча, лампа накаливания)
Воздушные приключения (воздух сжимается, расширяется, обнаружение воздуха в пустых предметах)
Водная стихия (агрегатные состояния воды, живая вода, раствор)
Несложные эксперименты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в центре природы, включать в занятия полученный опыт.