Татьяна Помыткина
Формирование у детей потребности в физической активности
▼ Скачать + Заказать документы
Движение — главное условие нормального роста и развития детского организма, это естественная биологическая потребность ребенка.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В данном возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, формируется интерес к занятиям физической культурой, именно поэтому немаловажное значение при работе с детьми по физическому воспитанию дошкольников играет формирование интереса к двигательной деятельности. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в двигательной активности.
Публикация «Формирование у детей потребности в физической активности» размещена в разделах
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, что вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, а это влечет за собой различные нарушения осанки, плоскостопие, снижение быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью, увеличивается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ, совершенствуется нервная система.
Увлекающий процесс физического воспитания - это шаг к постепенному, непроизвольному росту интереса дошкольников к движениям, а в итоге, к формированию потребности детей к ежедневным занятиям спортом для поддержания хорошей физической формы и с пользой для своего здоровья.
Повысить двигательную активность и превратить ребенка в активного и заинтересованного участника процесса физического воспитания, повысить качество и результат двигательной деятельности, помогут следующие средства: закаливание, гимнастика, активный отдых, подвижные и малоподвижные игры. При работе с детьми необходимо создать приоритет игры, как основной формы работы с дошкольниками, создать разнообразную и вариативную пространственную предметно-развивающую среду, стимулирующую двигательную активность, исключить излишнюю заорганизованность и создать доброжелательную атмосферу. Обязательным условием является поощрения и положительная оценка, которые придают детям чувство уверенности, дают возможность гордиться достигнутыми результатами и нацеливают на преодоление новых двигательных трудностей с желанием и удовольствием. Необходимо учитывать и широкое использование музыки и художественного слова. Хорошим примером для подражания, продемонстрировать свои достижения, умелость, является также проведение совместных спортивных мероприятий с родителями. Родителям же необходимо лишь поощрять активность ребенка, а в более старшем возрасте, позволять ребенку чаще играть в подвижные игры.
Таким образом, движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника, а так же способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма.