Папки-передвижки

Консультация для педагогов. Использование современных педагогических технологий при создании детских театров

Наталья Блинова
Консультация для педагогов. Использование современных педагогических технологий при создании детских театров
▼ Скачать + Заказать документы

«Театральные ступени. Задачи создания и взаимодействия школьного и дошкольного детского театра. Из опыта работы».

Наверное, всем нам хочется вернуться в детство! А как вы думаете, дети мечтают вернуться в детство? Странный вопрос, не правда ли? Но это – только на первый взгляд. В детском садике мы порой не хотели есть кашу, заботливо приготовленную поваром, спать днем по два часа, целый день быть рядом с шумной ватагой сверстников, ведь с ними надо делиться игрушками. Да мало ли, что нам не очень нравилось. А теперь? Пожалуй, мы бы от этого не отказались!

И даже чуть-чуть шагнув во взрослую жизнь, мы уже начинаем оглядываться назад. Кто-то, наверняка, слышал от младших школьников такие слова: «Хочу обратно в детский сад». Звучит почти как: «Хочу в детство!».

Можем ли мы, педагоги, помочь им вернуться? Не насовсем, ненадолго, в другом качестве, в другой роли? Например, стать постоянным заботливым старшим другом для малышей, желанным гостем на празднике, руководителем занимательного мастер-класса или творческой мастерской? Можно «приехать на гастроли» с волшебной сказкой, веселым интерактивным представлением, кукольным театром.

Современные тенденции построения единых образовательных комплексов, которые объединяют дошкольную ступень и школу, предоставляют нам такие возможности. Направления взаимодействия могут быть самые разнообразные. Но цель – одна. И все мы прекрасно ее представляем. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Одной из таких областей является театр – особенный вид искусства, синтез всего прекрасного! Дети способны получать огромное удовольствие от театральной игры и импровизации, чего подчас им так не хватает в школе. Именно в театральной деятельности, постигая самые азы актерского мастерства, они осваивают множество вещей, полезных в жизни, далеко за пределами сцены. Они преодолевают психологические барьеры, у них повышается мотивация к познанию мира. «Дети-театралы» способны глубже и ярче воспринимать художественные образы искусства, у них активнее развиваются коммуникативных способности.

Поэтому возникла идея взаимодействия школьного и дошкольного детского театра. В МБОУ СОШ №12 «Центр образования» уже много лет успешно проводит свою творческую деятельность школьный театр «Перекресток». В начале текущего, 2023-2024 учебного года, открылся театральный кружок «Волшебный фонарик» для детей старшего дошкольного возраста. Для учащихся начальной школы организована внеурочная деятельность «Кукольный театр». Программы рассчитаны на два года.

Целью дошкольной «Программы» является выявление, развитие и реализация творческого артистического потенциала детей с учетом индивидуальности каждого ребенка средствами театрально-игровой деятельности.

Задачи:

• выявлять и совершенствовать творческие способности детей с учетом их индивидуальных возможностей

• способствовать развитию одаренных, артистичных детей

• развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, научить сопереживать своим героям

• совершенствовать выразительность речи

• воспитывать культуру речевого общения

• развивать интерес к театральному искусству

• способствовать формированию единого социально-культурного пространства образовательного комплекса

• адаптировать детей в культурной среде социума

Цель «Программы» внеурочной деятельности кукольного театра, который получил веселое название «Непоседы»: художественно-эстетическое воспитание участников средствами театрального искусства.

Задачи:

• формировать навыки плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами

• формировать интерес к искусству, театру, театральной деятельности

• выявлять детей, обладающих артистическими способностями, помочь им реализоваться в процессе творчества

• помочь детям, имеющим эмоциональные затруднения (стеснительность, замкнутость, агрессивность и др., преодолеть их в процессе театральных занятий; развивать эмоциональную сферу ребенка

• способствовать духовному и культурному обогащению детей

• воспитывать чувства сопереживания на примерах героев литературных произведений, входящих в репертуар театра.

Как мы видим, в обеих «Программах» присутствуют задачи взаимодействия, желаемым и ожидаемым результатом которого является более успешный уровень реализации творческих способностей детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы. Взаимодействие – это своеобразный инструментарий, дающий возможность сотрудничать, встречаться, дружить, радовать друг друга и друг у друга учиться.

Необходимо сказать о технологиях, применяемых в нашей деятельности. Особенность состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности. Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац. В созданном ею детском театре юным артистам предлагался тщательно подобранный репертуар. Спектакли ставились таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно, о чем идет речь. Можно говорить об использовании в данном случае театрально-игровых технологий, в основу которых положена идея взаимодействия детей, а также - взрослого и ребенка. В процессе взаимодействия обеспечивается собственное личностное развитие всех участников творческого процесса.

Театрально - игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования участников к творческому взаимодействию. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Каким же образом взаимодействие уже осуществляется и будет продолжаться на практике?

В начале года мы составили перспективный план, в который включили различные направления будущего сотрудничества. Этот план существует дополнительно к планам работы кукольного театра «Непоседы» и кружка «Волшебный фонарик». Но будущие кукловоды изначально знали, что их представления увидят маленькие зрители, что их ожидают «гастроли» в детский сад. Конечно, эта перспектива стала для «непосед» хорошим стимулом, создала высокий уровень заинтересованности в результатах своей творческой деятельности.

Планируется, что дошкольники почти весь год являются зрителями кукольных спектаклей, но в то же время, в процессе обсуждения увиденного, они уже знакомятся с азами кукольного мастерства. Старшие друзья показывают им после представления своих кукол и способы управления ими. Планируется проведение и небольших мастер-классов, творческих мастерских и выставок.

Еще одним направлением являются интерактивные спектакли. В них участниками театрального действия будут дети всех возрастов. Старшие (артисты) научатся проводить со зрителями игры, музыкальные разминки, танцевальные минутки – все, что делает детский спектакль более ярким, творчески насыщенным. Такой спектакль готовится ко Дню рождения Снеговика. Взаимодействие в интерактивном театральном мероприятии проявляется на самом тесном эмоциональном уровне. Так «непоседы» будут осваивать очень интересную, но непростую деятельность артистов-аниматоров. Дошкольники в процессе активного участия раскрепощаются, никогда не испытывают напряжения и усталости, еще глубже проникаются радостью сопереживания и общего настроения.

Упомянем еще одну эффективную форму – театральные квесты, путешествия и приключения, связанные с выполнением игровых заданий и встречами с героями сказок и мультфильмов. Придумывать такие квесты, их маршруты, станции вполне могут ученики начальной школы, ведь игровые задания для малышей должны иметь совсем небольшой уровень сложности. Они же станут и героями, которых «команда» (дети-дошкольники) встретят во время своего квест-путешествия.

Назовем некоторые из уже проведенных мероприятий. В октябре состоялось заочное знакомство двух коллективов. На материале беседы и презентации мы рассказали участникам о создании и начале деятельности «Непосед» и «Волшебного фонарика». В ноябре два дошкольных отделения – «Капелька» и «Росток» - увидели музыкальный кукольный спектакль «Курочка Ряба». Здесь же состоялось общение детей, обмен впечатлениями. Кукловоды показали участникам театрального кружка самые простые игровые приемы: «кукла здоровается», «кланяется», «танцует», «прощается».

Активно идет подготовка кукольного спектакля про Ежика, который под Новый год попал в беду. Это также добрая музыкальная история, где младшие дети - зрители – получат нравственные уроки о необходимости взаимовыручки и дружбы. «Непоседы», окрыленные искренними аплодисментами и теплым приемом, увлеченно работают над предстоящими «Новогодними гастролями» к друзьям-дошкольникам.

Заметим, что фотоотчеты и видеоматериалы видят родители – в чатах и социальных сетях. Они присылают теплые отзывы, радуясь успехам детей, вовлечению их в увлекательное театральное содружество.

Несколько слов о профессиональной подготовке руководителей детской театральной деятельностью. Бесспорно, педагогу необходимо овладеть основными теоретическими знаниями, знать технологию, изучить приемы преподавания детям тех или иных актерских навыков. Существуют тематические курсы повышения квалификации. Например, «Методика организации театрализованной деятельности дошкольников: практика создания детского театра». Удостоверение по данной программе уже получено.

Ступени театрального мастерства, на которые постепенно поднимаются дети, находят свое отражение в работе регионального инновационного проекта. В рамках данного проекта в течение двух лет МБОУ СОШ №12 «Центр образования» осуществляет деятельность по теме «Формирование единого социально-культурного пространства образовательного комплекса посредством развития театрального искусства».

И такое внимание к театру неслучайно: он позволяет раскрепоститься, создать нечто, что не оставляет окружающих равнодушными. Разновозрастное театральное сообщество создаёт пространство для неформального общения, наполненного общечеловеческими смыслами - подобных пространств так мало у современных детей.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов. Использование современных педагогических технологий при создании детских театров
Опубликовано: 12 января 2025 в 10:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов. Использование современных педагогических технологий при создании детских театров» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Блинова (УИ 1520509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД