Юлия Мителева
«Снежинка». Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сделать образ снежинки в технике модульной пластилинографии. учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор снежинки, передавая её природные особенности посредством приема модульной пластилинографии: учить раскатывать прямыми движениями рук-пальцами, жгутики.
Материал: Круги из картона синего цвета; набор пластилина, стека; салфетка для рук; образцы снежинок;
Оборудование: музыкальная колонка, аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев).
Предварительная работа: Наблюдение за снежинками, снегопадом на прогулке, игра «Поймай снежинку», игра «Снежинки и ветер», опытно-экспериментальная работа со снегом, загадки, беседы о зимних явлениях, приметы зимы, чтение художественной литературы по теме «Зима», просмотр презентации «Снежное кружево».
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам из леса пришли гости. Отгадайте, кто это?
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто это? (Лиса)
Ловко прыгает зверек,
Вместо хвостика пушок,
Ушки длинные торчат,
Глазки-бусинки глядят,
Его морковкой угости,
Съест ее на раз, два, три. (Заяц)
Воспитатель: Как у лисы называется детеныш? (Лисенок)
А, у зайчихи? (Зайчонок)
К нам сегодня пришли лесные малыши - лисенок и зайчонок и пока они к нам добирались, то увидели, что с неба что-то падает. А что именно вы узнаете, отгадав загадку:
Полупрозрачна, холодна,
Когда одна – едва видна.
И от подруг, летящих мимо,
В пути совсем неотличима.
Воспитатель: Ребята, что это может быть? (Снежинка)
Воспитатель: Ребята, какие они? (Лёгкие, нежные, пушистые, белые, красивые, холодные).
- А вы знаете из чего и откуда берутся снежинки?
- А какого они цвета? Расскажите нашим лесным гостям. (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, что снежинки - это соединения кристалликов льда, похожих на иголочки и пластинки. Они имеют шесть уголков – лучиков, двух одинаковых снежинок нам не найти. Зимой снежинки образуются из мелких капелек воды пара, если на улице холодно, они замерзают, и образуют маленькие холодные кристаллы – это и есть снежинки.
Облака в небе состоят из множества таких кристалликов. Они растут и превращаются в снежинки, их становится все больше и больше. Они тяжелеют и падают вниз. Снежинка - это нежное, капризное образование. Если изменяется температура, направление ветра, влажность, то изменяется её размер и форма.
Если на улице морозно - все иголочки четко прорисованы, их можно сосчитать, а если дует влажный, теплый ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слипаются в хлопья. Мы с вами во время прогулки их рассматривали.
- А если снежинки падают непрерывно, как это явление природы называется? (Снегопад)
- А почему хрустит снег под ногами, как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
Физкультминутка «Снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой)
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает. (Кружатся на месте)
Сколько снегу намело, (показывают сугробы волнообразными движениями)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И к себе приходим в дом. (садятся на места)
Воспитатель: Ребята, что произойдет со снежинкой, если положить её на ладонь? (растает).
- Как же нашим зверятам рассказать дома своим близким друзьям про снежинки? (ответы детей)
- Нужна необычная волшебная снежинка, такая, которая не растает.
(Подвести к тому, что можно нарисовать пластилином)
- Да, сегодня у нас будут необычные, волшебные снежинки, которые мы нарисуем в технике «пластилинографии»
2. Практическая часть.
Воспитатель: Так как наша снежинка «волшебная», то её цвет может быть не только белый.
- Как вы, думаете, какие цвета ещё можно использовать? (голубой, сиреневый, синий, фиолетовый)
Показ приёмов лепки:
1. Катаем три толстых валика, прикладываем к основе, друг на друга, как лучики, чтобы между верхними концами было одинаковое расстояние.
2. Приплющиваем немного.
3. Далее берем еще пластилин и разминаем его. Делаем тоненькие жгутики и из них выкладываем остальные элементы.
4. Дополнительные элементы для украшения лучей снежинок дети продумывают самостоятельно по своему желанию.
Воспитатель: Будьте волшебниками, фантазируйте, но перед работой давайте разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежинка»
Покружилась звездочка Сжать обе руки в кулачки, вытянуть
указательный палец вверх и повращать сначала
в одну сторону, а потом в другую
В воздухе немножко,
Села и растаяла Положить обе руки на стол ладонями вверх и
На моей ладошке. загибать пальцы на обеих руках одновременно,
начиная с мизинчика
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись «Песенки о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев
Воспитатель в процессе работы детей в случае затруднения оказывает им помощь.
3. Заключительная часть.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся прекрасные работы, отмечает каждую за её неповторимость, благодарит детей за творчество, проявленную фантазию и самостоятельность. Совместно с детьми делают коллективную выставку «Снежное панно».
Рефлексия.
- Были ли у вас трудности при выполнении работы? Какие?
- Ребята, посмотрите на ваши снежинки и скажите есть ли одинаковые, похожие друг надруга?
- Вы были волшебниками и каждая снежинка по-своему уникальна и неповторима, молодцы!