Людмила Макарова
Опыт работы «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах“» размещена в разделах
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, рядом с автобусной остановкой и железнодорожным переездом, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами регулярно нарушают эти правила. Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.
Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями. Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к изучению правил дорожного движения;
- создавать условия для развития у детей наблюдательности;
- познакомить детей со всеми участниками дорожного движения;
- воспитывать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
- воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными;
- привлекать родителей к активному участию в закреплении знаний детей, полученных в детском саду.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексного подхода к образовательной деятельности по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса. Трудоёмкость опыта заключается в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации образовательно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных возможностей детей.
Для реализации поставленных задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
· насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр «Шофер», «Поезд», «Автобус», пособий;
· трансформируемость - например игровой центр Безопасность перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др. ;
· полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта (автобус, грузовик, поезд, легковая машина, частях дороги (узкая дорожка –для людей, широкая – дорога для транспорта, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
· вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
· доступность
· безопасность
Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме. За основу используется следующая методическая литература: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста; Пособия для воспитателя дет. сада; Шорыгина Т. А. Осторожные сказки, Беседы о правилах дорожного движения и др. Так же мной разработан перспективный план обучения детей 1 младшей группы по ПДД (приложение № 1).
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Веду большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомлю их с программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. Привлекаю к участию в творческих конкурсах поделок среди детей и родителей, тематических экскурсиях в сопровождении родителей «Безопасный город».
С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения «Азбука пешехода», «Бег через дорогу - враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!»; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание – дети!»; экспресс-тест с целью определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ, оздоровление детей» с приглашением инспектора ГИБДД.
Для повышения познавательной активности и поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми:
· Целевые прогулки по близлежащим улицам к детскому саду;
· Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
· Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
· Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
· Беседы и разговоры по ПДД;
· Наблюдения за транспортом и пешеходами.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1. Словесный: устное изложение, беседа, чтение художественных произведений, загадки, заучивание стихотворений.
2. Наглядный: презентация собственных материалов и Интернет ресурсов, работа с иллюстрациями по теме; наблюдение.
3. Практический: выполнение различных творческих работ по данной тематике, применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии: целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности; проектной деятельности; здоровьесберегающие; личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; информационно-коммуникационные технологии. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители. Мной были реализованы следующие проекты: «Осторожный пешеход», «Светофор – наш верный друг», «Безопасность детей на дорогах».
Выводы:
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь хороших результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
И в заключении хотелось бы сказать следующее…
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня, поэтому, продолжая работать по данной теме, ставлю перед собой следующую задачу: составить сборник материалов - пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.