елена скворцова
Формирование навыков безопасного поведения у детей через художественное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ «Детский сад №8 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Скворцова
Елена Николаевна
воспитатель
Формирование навыков безопасного поведения у детей через художественное творчество
Безопасности формула есть-
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происходящее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. [«Стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни»] - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях нашего дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций.
Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни.
[Вопросы привития навыков основ безопасности детям младшего дошкольного возраста отражены а научных трудах Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, О. Л. Князевой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой, Н. В. коломеец. ]
Ведь безопасность - это не только схема усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
В процессе работы я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.
С целью построения образовательной траектории и коррекции развития каждого ребенка я провела педагогическую диагностику индивидуального развития детей по формированию безопасного поведения. Н. В. Коломеец «Пилотное исследование». Проведё нная диагностика позволила сделать следующие выводы: не все дети знали к кому обратиться за помощью, не соблюдали элементарные правила поведения на улице, в транспорте, поведения в опасных ситуациях.
Работу с детьми осуществляла по следующим направлениям:
1. социально-психологическому, направленному на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни;
2. интеллектуальному, предполагающему получение комплекса теоретических знаний, необходимости в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни.
3. оздоровительному, направленному на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
В своей работе руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип полноты.
2. Принцип системности.
3. Принцип преемственности взаимодействия ребёнка в условиях ДОУ и в семье.
4. Принцип доступности.
5. Принцип возрастной адресованности.
При знакомстве детей с правилами безопасности делала акцент на формирование у них определённой модели поведения :
- предвидеть опасность;
- уметь принять меры во избежание опасности;
- уметь обращаться за помощью к другим;
-уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Главная цель моей работы - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенности поведения в них.
Для выполнения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить новинки методической литературы по проблеме формирования основ безопасности младших дошкольников.
2. Обогатить предметно - развивающую среду группы.
3. Организовать работу по безопасности и эффективно ее использовать в художественно - эстетическом воспитании.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, одна из основных задач которой – это формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в наиболее близких и естественных для ребенка – дошкольника видах деятельности: игре, труде, чтении художественной литературы, художественно - эстетической, познавательно - исследовательской деятельности.
По теме «Формирование навыков безопасного поведения у детей через художественное творчество» с детьми первой младшей группы я работаю в течение двух лет. Учитывая особенности данного возраста для меня очень важно помогать малышам, познавать мир развиваться, взрослеть. Насколько этот процесс будет эффективным, зависит от интереса моих маленьких обучаемых и от того как и чему я их научу.
Данная работа проходит через обогащение предметно - развивающей среды элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Для этого изготовили различные пособия по ознакомлению с основами безопасности : стенд «Дошкольник в безопасной среде»; альбомы «Не играй с огнём», «Как вести себя в различных ситуациях»; дидактические игры «Можно - нельзя»; атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Мы, пожарные», а так же различный материал для родителей.
Большой популярностью у детей пользуются занятия по ОБЖ «Не попади в беду», «Опасные ситуации», «Правила осторожности». Такие занятия способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.
Принимая во внимание возрастные особенности детей, развиваю в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 2-3 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство, но в сюжетно- ролевых играх «На приёме у врача», где дети даже при моём невмешательстве «блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример (ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что «сначала прозрачная водичка» (перекись водорода, а потом зелёнка.
В беседах, в свободной деятельности на примере сказок рассматривая иллюстрации и обсуждая наиболее типичные ситуации, обращаем внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком, убеждая их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями, например сказка «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Лучший урок безопасного поведения это пример окружающих ребенка взрослых. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека.
В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей использую различные методы:
1. Метод наглядного обучения (рассматривание альбомов, иллюстраций).
2. Игровой метод (настольно-печатные игры, дидактические игры, сюжетно- ролевые, подвижные).
3. Активный метод (физкультурные занятия).
4. Словесный (НОД, чтение художественной литературы).
Ребенок в возрасте 2-3 лет становиться самостоятельным человеком. У него с каждым днем совершенствуется речь, поведение, мышление, развиваются умения и навыки.
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, отражение которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений полученных через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок рисование соединяет с игрой, Р. И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин [«игра- рисование», обозначив им такое состояние ребенка, когда он рисует, видит себя участником того, что изображает. От того как, ребенок воспринял социальное явление, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. С чем ассоциирует ребенок опасность, зависит выбор цвета. ]
Таким образом «деятельность отражения» позволяет детям с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в реальной жизни.
Моя работа не была бы эффективной, если бы не взаимодействие с родителями. Они помогают пополнять предметно - развивающую среду, посещают с детьми различные мероприятия, проходящие в группе, в ДОУ, Тарском Художественном музее, в КДЦ «Север».
Заключение.
Мы уверенно можем говорить о том, что систематическая и организованная работа по формированию основ безопасности через художественное творчество имеет очень важное значение. Дошкольный возраст- это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей младшего дошкольного возраста.
Здесь важна роль педагога, который подбирает правильные методы и приёмы вводит ребёнка в социальный мир.
Список используемой литературы
1. О. А. Никифорова. Дошкольная педагогика №6(111)/август/2015
2. Н. Е. Новаковская. Воспитатель ДОУ №6/2012
3. О. А. Протасевич. Воспитатель ДОУ №7/2012
4. Ф. Ф. Мансурова. Воспитатель ДОУ №5/2011
5. И. А. Коломацкая. Воспитатель ДОУ №6/2011
6. Н. А. Разгаускене. Воспитатель ДОУ №8/2011