МААМ-картинки

Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста

Ольга Полупаненко
Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы воспитателя по формированию социально–коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Основные требования ФГОС ДО связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. В приоритете ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит несколько задач: формировать у детей умения быстро адаптироваться к новым ситуациям и находить выход из сложных ситуаций, развивать социально- коммуникативные навыки, используя разнообразные источники информации, в том числе, и личный опыт. Данная методическая разработка описывает опыт работы воспитателя по формированию социально – коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста.

Публикация «Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста» размещена в разделах

Опыт работы воспитателя по формированию социально–коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста.

На мой взгляд, дифференцированный подход в воспитании дошкольников полоролевой социализации с каждым годом становиться все более актуальным. Он является важной составляющей педагогического процесса в формировании навыков социализации у воспитанников. Он требует от воспитателя внимания к личности ребенка с учетом его психологических и индивидуальных особенностей. Ведь свое собственное «Я» ребенок – дошкольник осмысливает через отнесения себя к определенному миру.

В дошкольном возрасте у детей формируются представления о половой принадлежности, о содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают полоролевые предпочтения, ценные ориентиры, потребности, мотивы, специфические для пола и тесно связанные с нравственным развитием личности – развитием качеств мужественности и женственности, усваиваются модели типичного для пола поведения.

Говоря о формировании женственности, я вовсе не игнорирую задачи нравственного воспитания личности или образовательного стандарта, но нахожу целесообразным учитывать степень и характер выраженности некоторых нравственных качеств у девочек, во время процесса воспитания, углубляя и обогащая таким образом личность ребенка.

Воспитание предпосылок женственности у девочек - дошкольниц начинаю с младшей группы и эффективно осуществляю:

1. Через формирование адекватных представлений о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним;

2. Умение отразить свои представления в играх с бытовой тематикой: «дочки –матери», «больница», «гости» и др.

3. Актуализирую их в реальных взаимоотношениях со сверстниками.

Для воспитания положительных нравственных качеств личности девочек весьма эффективно использую произведения разных жанров: русские народные сказки, стихи, рассказы, сказки отечественных и зарубежных писателей. Выбор произведений обусловлен их содержанием, позволяющим формировать у детей представления о нравственности. Произведения подбираю по следующим принципам:

1. Где в качестве героя выступает представительница женского пола: «Крошечка – хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и ленивица».

2. Присутствует выразительная эмоциональность героини с присутствующими ей высоконравственными качествами: «Снежна королева», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек», Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

3. Содержательность произведения, яркость, динамичность образов, большая смысловая нагрузка: «Младший брат» А. Барто, «Научу братца одеваться» Е. Блашниной, «Мальчик потерялся».

4. Наличие женского персонажа, подчеркивающего положительные качества героини: «Сказки белорусских писателей», «Я рисую» А. Гафт, «Что муженек не сделает все хорошо» Г. Х. Андерсен.

При чтении и анализе художественных произведений сосредотачиваю внимание на переживаниях детей, связанных с нравственным образом героини, способным глубоко воздействовать на эмоциональную сферу детей. Выразительно передаю голосом образы героинь, интонационными и имитационными приемами подчеркиваю их, что бы дети услышали как ласково и вежливо звучит та или иная фраза из уст героини, показываю внимание и уважение к окружающим персонажам.

Этические беседы по разным литературным произведениям способствую раскрытию и пониманию детьми других положительных и отрицательных качеств женственности, дают возможность им почувствовать свое отношение к проявлению отдельных нравственных качеств, послушать их суждения, связать с примерами из повседневной жизни.

Однако одного слухового восприятия недостаточно. Что бы восприятие жило в ребенке, ориентировало в повседневной жизни и служило, хотя бы в какой – то мере, образцом собственного поведения, необходим «активный контакт» детей с литературными персонажами. Лучше всего помогает инсценирование наиболее ярких моментов из целых произведений. В инсценировках детям предоставляю возможность проиграть роль привлекательного героя, отражая не только динамику событий, но и нравственные отношения. Ставлю задачу обогатить представления девочек об идеале женственности, воспитываю положительное отношение к важнейшим качествам женственности и умения проявлять их во взаимодействии с окружающими людьми.

В группе есть постоянная возможность упражняться в заботливости девочкам и мальчикам. Приведу примеры: девочки оказывают помощь мальчикам по приведению в порядок одежды, прически, в обучении их красиво застелить постель (уже без моих напоминаний, таким образом, воспитывая у девочек внутреннюю готовность «женской» потребности защищать, обогревать, заботиться. Например, в каждодневной ситуации, когда, как правило, я замечаю, что некоторые мальчики быстро и плохо моют руки, вытирают их и спешат на обед. Здесь учу девочек корректно, доброжелательно обращаясь, возвращать таких мальчиков к умывальнику, предложив вымыть руки, как следует.

Так же создаю ситуации – «просьба о помощи». Например: учу девочек обращаться к мальчику с просьбой: застегнуть ее пуговицы сзади на платье или молнию, помочь завязать шапку или шарф, повесить пальто или куртку на дверку ящика. Причем обращение должно исходить в ласковом и доброжелательном тоне.

Хорошим и оправдавшим себя приемом является организация дежурства парами - мальчик с девочкой. Дежурства, как одна их форм хозяйственно – бытового труда в ДОО, специально организованные для формирования полоролевых отношений между детьми – эффективное средство нравственного воспитания и социализации дошкольников. Они развивают у девочек интерес хозяйки и умение предупреждать возникновения конфликтов из – за распределения трудовых обязанностей. Дежурства учат помогать друг другу на условиях мирного договора между ними, без жалоб и ссор. А главное повышают заботливое и внимательное отношение друг к другу. Я заметила, что именно такие дежурства являются наиболее плодотворными. У детей появляется интерес, девочки чувствуют себя хозяйками, а мальчики наиболее сильными помощниками.

Еще одним важным методом формирования представлений девочек о положительных женских качествах является организация сюжетно – ролевой игры «Дочки – матери». В эти игры девочки начинают играть рано и к старшему дошкольному возрасту сюжет игры преображается. Она обогащается по содержанию, и ее прелесть в том, что она отражает реальные отношения в жизни.

Моя помощь заключается в том, что я стараюсь эмоции детей направить на формирование сознания, таким образом, что бы воспитать положительное отношение к будущей женской социальной роли и умения воплощать начальные представления в игровом плане.

Ни для кого не секрет, что часто дети не хотят делиться игрушками или девочки не берут в игру мальчиков. Именно в эти моменты я подсказываю детям, какой выход можно найти в сложившейся ситуации. Тем самым давая понять девочкам, что домашний очаг держится не только на женщинах. Стараюсь не заострять внимание на отрицательной стороне случившегося, а наоборот поощряю доброжелательные взаимоотношения.

Пожалуй последнее о чем еще хочется поделиться из личного опыта –сейчас создаю проблемные образовательные ситуации, из которых дети пробуют находить выход, используя свой личный опыт и усвоенные представления норм, культурных ценностей, позволяющих им активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Педагога-психолога дошкольной организации на 2019 – 2024 гг. Актуальность.

Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №37» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Опыт работы воспитателя «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя МДОУ д\с «Сказка» Халиковой Л. Э. на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» младшего дошкольного.

Мастер-класс «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков.

Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Целенаправленное.

Программа профессионального саморазвития «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы: Одно из любимых занятий ребенка - рисование. Рисунок - это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие.

Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования» В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности детей при ознакомлении их со свойствами и качествами материалов рукотворного мира.

Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 15:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Полупаненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД