Люба Лосева
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, так как дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Мы считаем, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, и их соблюдение – потребностью человека.
Главная её цель нашей работы - формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения
Для решения этой цели мы поставили следующие задачи:
Познакомить детей с правилами дорожного движения;
Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
В нашем детском саду работа по ознакомлению с правилами дорожного движения и закреплению их ведется в системе, в двух направлениях : работа с детьми и работа с родителями.
Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды.
В группах имеются центры детской деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения, дорожными знаками, светофорами для сюжетно-ролевых игр, наглядным материалом, наборами сюжетно-ролевых и дидактических игр для детей соответственно возрасту. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых.
Используем имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. В течение года знакомим детей с художественной литературой по правилам дорожного движения.
Знания по формированию навыков безопасного поведения дети получают на занятиях по всем направлениям развития.
В младшей и средней группах во время образовательной деятельности, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т. д.
В старшей и подготовительной к школе группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД.
Интересной и эффективной формой работы стала организация интегрированной образовательной деятельности в форме игр - соревнований : «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил».
Для расширения полученных знаний, приглашали в группу сотрудника ГИБДД, который рассказывал детям специфику своей работы и правила поведения в транспорте и на дороге (умение обратиться за помощью, назвать своё имя, фамилию, возраст, адрес). Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний.
Для уточнения знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы.
Во время экскурсий по улицам города обращаем внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следим за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе образовательной деятельности: на аппликации - наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений –формируют умения различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги.
Детям очень понравилась экскурсия в библиотеку. Работниками библиотеки была подготовлена выставка книг по правилам дорожного движения и показана презентация, которая сопровождалась рассказом.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей-дидактическим, подвижным, а также творческим играм в которых формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. Подвижные игры «Горелки», «Стоп» активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
Большое внимание уделяем дидактическим играм, таким, как «Назови правильно дорожные знаки», «Мы на улице», «Составь автомобиль», «Перевёртыши», «Умные знаки», «Какие бывают машины», «Автопарк», «Внимание - дорога!», «Дорожные знаки», «Транспорт», «Поставьте нужный знак», «Отремонтируем светофор» и т. п.
Интересной и эффективной формой работы считаем организацию сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения.
Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогатить словарь, развивать речь детей. В группе провожу такие сюжетно - ролевые игры, как «Мы - пешеходы», «Я - пассажир», «Автобус», «Постовой» «ГИБДД» и т. д.
В игровых тренингах на различные темы дети применяют свои знания в конкретной ситуации, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?» и т. д.
В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
Для закрепления знаний о правилах пешеходов в старшей группе провели конкурс детского рисунка «Внимательный пешеход».
На развлечениях и досугах дети играя и одновременно практикуясь, прочно усваивают правила дорожного движения : «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Умный пешеход», КВН «Знатоки правил дорожного движения».
Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
Провели анкетирование родителей на тему «Азбука безопасности», результаты которой позволили выявить, что степень заинтересованности родителей по этой теме на среднем уровне.
С целью педагогического просвещения родителей были проведены родительские собрания на тему: «Ребенок и дорога», «Юный пешеход»; консультации: «Дорожная азбука», «Дорога в детский сад опасна ли она?» .
Размещаем информацию для родителей на темы: «Ребенок и улица», «Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге», выставляю памятки «Внимание дорога!» и др.
Приглашаем родителей на открытые НОД, совместные развлечения, экскурсии.
В развлекательном мероприятии по ПДД «Дорожные знаки» родители также приняли активное участие. Все это заставляет взрослых серьезно взглянуть на воспитание у детей прочных навыков безопасного поведения. Семья играет большую роль в воспитании детей. Ведь в этом возрасте именно родители являются авторитетом и предметом подражания.
Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью. Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведется систематически и совместно с родителями.