Марина Колчанова
Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через организацию спортивных праздников и развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию творческий отчё т на тему: «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через организацию спортивных праздников и развлечений»
Публикация «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через организацию спортивных праздников и развлечений» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
По данным статистики Минздрава РФ в последние годы наблюдается тенденция ухудшения основных показателей состояния здоровья населения. Этому способствуют: проблемы экологии, некачественное питание, а также снижение двигательной активности.
Наблюдаемое во всём мире явление гиподинамии (понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат) становится характерной чертой не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников.
Двигательная активность в жизни ребёнка дошкольного возраста, в его развитии как умственном, так и физическом играет огромную роль, что было доказано целым рядом исследований и педагогическим опытом педагогов прошлых лет и современности. Марина Алексеевна Рунова и многие другие исследователи в своих научно-методических работах пишут, что проблема отставания физического развития детей старшего дошкольного возраста кроется в низкой двигательной активности. В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей, кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами что, по мнению Р. Стеркиной приводит к значительному снижению и без того недостаточного уровня двигательной активности дошкольников. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
В современных условиях перед ДОО встала педагогическая проблема, какими средствами повысить ДА детей.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы обобщения опыта.
(слайд 2) Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс спортивных праздников и развлечений.
(слайд 3) Задачами являются:
• Изучить состояние проблемы повышения двигательной активности дошкольников в теоретических источниках;
• Подобрать диагностический инструментарий для определения физической подготовленности дошкольников, охарактеризовать уровни двигательной деятельности детей;
• Разработать систему по внедрению в образовательный процесс спортивных праздников и развлечений с целью повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
• Приобщить родителей (законных представителей) к взаимодействию по повышению двигательной активности дошкольников через организацию спортивных праздников и развлечений;
• Транслировать педагогический опыт по повышению двигательной активности дошкольников через организацию спортивных праздников и развлечений.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема физического развития детей решается в процессе внедрения в образовательный процесс различных спортивных праздников и развлечений, нацеленных на повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
(слайд 4)Работа над опытом охватывает период с 2016 по 2018год. Всю работу по изучению данной проблемы мы вели по трё м направлениям:
1. Взаимодействие с детьми
2. Взаимодействие с семьями
3. Взаимодействие с педагогами
Данной проблемой занимались многие ученые и практики. Так, в работах Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановского, Н. А. Ноткиной, П. X. Осокиной, М. А. Руновой, В. А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников. По мнению ученых, необходимо создавать такие условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, организм человека открывается добру и красоте. Известный советский физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения.
В системе физического воспитания дошкольника прочное место заняли спортивные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма повышения двигательной активности детей. Спортивные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим. Физкультурный праздник в детском саду представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенные динамикой двигательного содержания они являются радостным событием в детской жизни.
Спортивные праздники и развлечения нацелены не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать о том, что без праздника с элементами спортивных игр и развлечений невозможно представить повседневную деятельность современного детского сада. Тем более что поводов для проведения подобных мероприятий существует достаточно много, а проходить они могут и в зале, и на улице.
(слайд 5)Это и зимние увеселения «В гости к Снеговичку», «Зимние забавы», и события, отражающие даты летнего календаря «Играем с солнышком», «Лето, лето к нам пришло!».
(слайд 6)В практике работы организуются и тематические развлечения, например, спортивно-экологическое развлечение «Необычайное путешествие в космос с Экологиком»; это и праздники, к участию в которых можно привлечь родителей: День семьи (городские семейные состязания «Зов джунглей», День матери «С мамой веселее…», «Мама, спорт и я – лучшие друзья» и т. п.
(слайд 7)В нашем детском саду регулярно проводятся Дни здоровья, например развлечения «За здоровьем в детский сад», «Мойдодырчики», где дети в игровой форме узнают о самых необходимых правилах здорового образа жизни.
(слайд 8)К Дню Защитника Отечества 23 февраля традиционно организуется, военно-спортивная игра «Зарничка», которая способствует духовно – нравственному воспитанию детей. Команды из детей и их пап двух разных групп соревнуются в силе, ловкости, проявляя самые лучшие спортивные качества.
(слайд 9)В работе используются такие массовые и групповые формы социально-культурной деятельности как: квест (музыкально-спортивное развлечение «День знаний», олимпиады «Олимпийцы среди нас», спартакиады «Весёлые старты», спортивные театрализованные праздники «Юные пожарные», опираясь на методы соревнования, упражнения, поощрения, и руководствуясь средствами театрализации, музыкального оформления, игрового и развлекательного момента.
Составляя сценарии спортивных праздников для дошкольников, придерживаемся традиционного порядка в подборе и расположении материалов.
Значительное место в программе физкультурных праздников и развлечений занимают игры и игровые задания соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к физическим упражнениям, учат детей оценивать свои возможности и управлять своим поведением. Успех любой команды зависит не только от скорости действий, сообразительности и организованности играющих, но и ответственности каждого за всех. Поэтому игры-эстафеты используем в работе со старшими дошкольниками, которые умеют элементарно планировать и критически оценивать результаты своих действий.
В ходе праздника вместе с основным его ведущим активное участие принимают и персонажи. Герои развлечения в лице воспитателей своей эмоциональностью и активностью способствуют лучшей организации праздника и развлечения, доставляют много удовольствия дошкольникам.
(слайд 10,11)Результаты диагностики двигательной подготовленности показали, что в период с 2016 по 2018 год показатели высокого уровня физического развития воспитанников ДОУ повысились на 26,1%; среднего уровня на 11,8%. Прослеживается и снижение низкого уровня на 14,3%, за счёт увеличения показателей высокого уровня. (Результаты представлены в таблице 1 и гистограмме на слайде). Этот рост, с одной стороны, отражает возрастные изменения, связанные с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в старшем дошкольном возрасте, а с другой стороны, является следствием проводимой целенаправленной работы над развитием двигательной активности детей.
Анализ сдвигов в показателях дает основание говорить о положительном влиянии спортивных праздников на развитие двигательной активности детей дошкольного возраста.
(слайд 12)Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходим тесный контакт с семьей. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и их родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуги, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольном учреждении. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу семьи. Поэтому стараемся вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.
Помогаем взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний по повышению двигательной активности детей (например, знакомство с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки). Разрабатываются памятки, рекомендации, экспресс-листы, например «Возрастные особенности двигательной активности»; консультации на информационном стенде («Дома не скучаем! – развитие двигательной активности в домашних условиях»).
(слайд 13,14)Организуются совместные физкультурные праздники для детей и их родителей под названием «Зов Джунглей», «Папа, мама, я - спортивная семья», На праздниках родители и дети могут проявить себя в разных видах спорта, осваивать различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. Кроме того, совместные праздники позволяют и взрослым, и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью.
Многих родителей приходится сначала долго уговаривать, чтобы они приняли участие в соревнованиях, но ощутив незабываемую атмосферу веселья, азарта и радости от участия в веселых конкурсах, от общения со своими детьми, другими родителями, они оставляют положительные отзывы.
(слайд 15)Педагогическим опытом по повышению двигательной активности детей делюсь с воспитателями ДОУ. Для педагогов подготовлены и проведены: сообщение на педагогическом совете: «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей дошкольного возраста»; деловая игра «Роль воспитателя на физкультурных занятиях и развлечениях», мастер-класс по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования; консультация «Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»; разработаны картотеки утренних гимнастик на каждую возрастную группу, сценарии спортивных праздников и развлечений. Транслировала свой опыт работы на VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции с выступлением «Взаимодействие ДОУ и семьи через организацию программы «Суббота».
Результатами нашей работы в данном направлении стали:
• возможность детей проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях;
• приобщение родителей к совместной деятельности по повышению двигательной активности детей;
• включение родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, и воплощение полученных ими знаний в конкретной работе по физическому воспитанию детей.
(слайд 16)Опыт нашей работы теоретически доказал и экспериментально проверил эффективность внедрения спортивных праздников и развлечений для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
Таким образом, подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, ведь целью спортивных праздников является активное участие всего детского коллектива, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. Целенаправленное, методически-продуманное руководство спортивными праздниками значительно совершенствует, активизирует двигательную деятельность детей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что спортивные праздники и развлечения – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности.
(Слайд 17) Спасибо за внимание!