Полина Ермилкина
Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений.
«ГЛУХОЙ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ОСТАНЕТСЯ ГЛУХИМ К САМОМУ СЕБЕ:
ЕМУ БУДЕТ НЕДОСТУПНО САМОЕ ГЛАВНОЕ В САМОВОСПИТАНИИ -
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ…»
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Публикация «Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений» размещена в разделах
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т. д.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности существования равноправного «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире людей и разных идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Необходимо познакомить старших дошкольников с их основными правами, сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.
Таким образом, целью моей работы является формирование у детей навыков толерантных отношений.
Хочу предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности :
- младшая, средняя группы(1-ый этап) : воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания;
- старшая группа (2 –ой этап) : обучение воспитанников пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, знакомство с моральными чертами характера;
- подготовительная группа(3 –ий этап) : формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права
Цели работы:
- развитие эмпатических у способностей педагогов, детей и родителей; воспитание терпимости к инакомыслию;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
- воспитание у детей дошкольного возраста неприятия к жестокости, проявлению насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
Этапы.
Цели воспитания на начальном 1- ом этапе, в ходе развития эмпатических способностей:
• познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, страх, стыд, интерес и т. д. ;
• учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
• дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
• обогатить и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
• способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими и т. д.);
научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
Цели, решаемые в ходе знакомства детей с моральными чертами характера (2-ой этап) :
• Познакомить с моральными чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду, вещам и т. д.
• Дать понятие о парности нравственных качеств (добрый - злой).
• Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.
• Учить подбирать синонимы к основным качествам, понимать их значение.
• Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.
• Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, щедрость и т. д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.
• Развивать эмпатию, а именно: понимание, сочувствие и содействие другим людям.
• Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Цели воспитания на 3 – ем этапе знакомства детей с их правами и обязанностями:
• дать общее представление о единстве прав и обязанностей;
• способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
• развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
При проведении занятий по данной теме старалась использовать:
• Игровой прием, с помощью которого создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях
• Моральную оценку поступков героев художественных произведений
• Решение проблемных ситуаций, позволяющих закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии
• Игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания
• Советы сказочного персонажа, расширяющие представления детей о культуре взаимоотношений с родными, близкими, друзьями, животными
• Игры, в которых дети упражняются в проявлении радости, характеризующей общий настрой группы
Также в качестве основных методов и приемов работы использовались:
• Беседа на моральные темы
• Чтение и последующий анализ художественных произведений
• Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
• Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
• Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
• Рисование и создание коллажа на заданную тему
• Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни, передающие различные черты характера
• Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера (старшие дошкольники)
• Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»)
Ожидаемый результат работы к концу подготовительной группы:
«ДОБРОТА ДОЛЖНА СТАТЬ ТАКИМ ЖЕ ОБЫЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, КАК МЫШЛЕНИЕ, ОНА ДОЛЖНА ВОЙТИ В ПРИВЫЧКУ»
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Задачи, стоящие перед воспитателем:
• Подбор диагностического инструментария *для изучения проявления эмпатии у детей младшего дошкольного возраста, *для изучения представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственных нормах
• Проведение социометрии с целью определения взаимоотношений детей в группе (старший дошкольный возраст)
• Разработка *перспективного планирования по развитию эмпатических способностей детей дошкольного возраста, *перспективного планирования по знакомству детей старшего дошкольного возраста с моральными чертами характера, *перспективного планирования по знакомству детей с их правами и обязанностями (подготовительная группа)
• Подбор вариантов проблемных ситуаций по данной теме для обсуждения с детьми
• Подбор этюдов на выражение основных эмоций (младший дошкольный возраст, на знакомство с моральными чертами характера (старший дошкольный возраст)
• Подбор игр и игровых упражнений для развития эмоций, эмпатии детей, для ознакомления с моральными чертами характера
• Проведение цикла консультаций для родителей по данной теме
• Подбор пословиц и поговорок*на эмоциональные проявления человека,* о характере человека, *об отношении человека к моральным нормам
• Разработка конспектов занятий по данной теме
• Подбор методического материала для работы по данной теме (словарь терминов, словарь антонимов-синонимов «Качества личности», подбор сказок с характеристиками героев, «Правила доброты и честности», подбор стихотворного материала, создание альбома «Ребенок имеет право…»)
Дети во всем подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убежденностью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям.
Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма.
В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого воспитателя.
Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища, и т. п. В связи с этим немаловажное значение имеет то, насколько воспитатель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеют вовремя придти ему на помощь, поэтому была проведена самооценка эмпатических способностей педагога. (Калинина «В гостях у Золушки», стр. 104)