Галина Баскакова
Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности»
Подготовила: Баскакова Г. Н.
воспитатель
г. Моршанск 2017 г.
Наша жизнь содержит много опасностей, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше опасностей появляется вокруг. Огромное количество машин на улицах; пожары, новые электроприборы, требующие умений работы на них; высотные здания и стройки, и многое другое.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности» размещена в разделах
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Сегодня к этому направлению работы каждого дошкольного учреждения предъявляются особые требования,
Поэтому главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведётся по разделам :
«Ребёнок и другие люди»;
«Ребёнок и природа»;
«Ребёнок дома»;
«Здоровье ребёнка»;
«Эмоциональное благополучие ребёнка»;
«Ребёнок на улицах города".
Во-первых, создала условия в группе, то есть накопила и систематизировала методическую, познавательную литературу, пособия и игры по всем представленным направлениям.
В группе создан уголок безопасности, в котором сосредоточены атрибуты и игры: настольно – печатные игры, альбомы по безопасности, подбор видеоматериала по безопасности, подборка детской художественной литературы для чтения детям. Так же в уголке имеется демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевых игр, подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы). Разнообразный материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.
Во-вторых, продумала и спланировала работу на учебный год в соответствии с возрастом детей. В тематическом плане,, предусмотрены как специальные темы по формированию основ безопасного поведения : «Неделя здоровья и безопасности», «Что случилось с куклой Машей?», «Транспорт, ПДД», «Опасные предметы вокруг нас», так и темы, в содержание которых легко включать проблему ОБЖ: «Наш город», «Что я знаю о себе», «Дом, в котором мы живем», «В гостях у Айболита» и другие. Другими словами, тема безопасности может и должна присутствовать практически постоянно в образовательном процессе каждого педагога ДОУ.
Составляя план на следующую неделю, я продумываю, как и в какой форме включить в нее материал по безопасности.
Например, темы прошедшего месяца в нашей средней группе были такие: Наша любимая группа». Здесь я включила повторение правил безопасного поведения детей в группе и на прогулке через беседу «Мы снова вместе», дидактическую игру «Как избежать неприятностей?». Следующие темы: «Что нам зима подарила» и «Мир зимней обуви и одежды». Здесь я отработала направление «Здоровье ребенка». Провела беседы по здоровью зимой, С инструктором физвоспитания провели тематическое развлечение «В здоровом теле здоровый дух». Следующая тема «Детский сад в нашем городе» кроме основного познавательного материала, включила в себя повторение правил дорожного движения через дидактические игры: «Светофор», «Собери дорожный знак В образовательной деятельности по ОБЖ я использую следующие формы работы с детьми.
По разным разделам используются различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.
У нас в группе есть интересная игра «Азбука безопасности. Один в доме». Эта игра поможет детям не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться дома: затопление, пожар, поражение током, взрыв и обрушение. В ходе игры с детьми обсуждаются ситуации, разбираются причины бедствий и как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации. И самое главное, выясняем с детьми как можно избежать таких ситуаций: не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожными с газом и т. д.
В игре «Учим дорожные знаки», дети знакомятся с дорожными знаками, светофором. Ребенок должен рассказать, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется.
В настольно-печатной игре «Большая прогулка» дети узнают, как должен вести себя пешеход, научит понимать язык улицы, разговаривать с ней при помощи дорожных знаков
Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевых играх, где дети изучают знаки дорожного движения, правила поведения на дороге, я беру на себя роль инструктора автошколы. Дети становятся учениками автошколы. Потом, дети, которые лучше всех знают и знаки, и правила дорожного движения становятся членами комиссии, они инспектора ГИБДД. Ученики автошколы должны знать не только знаки дорожного движения, но должны ориентироваться в ситуациях на дороге. Детям, успешно ответившим на все вопросы, выдаются водительские удостоверения, а остальные дети становятся пешеходами. И дальше дети распределяют между собой роли диспетчера, продавца в магазине, мамы, папы.
В сюжетно-ролевой игре «Травмпункт» закрепляем свои знания о травмоопасных ситуациях, закрепляем умение обрабатывать раны, бинтовать травмированную руку или ногу.
Одной из форм работы являются словесные игры.
В игре «Добавь слово» закрепляются основные правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитатель читает строчки стихов, а дети добавляют недостающее слово.
• Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой, а залей его. водой.
• Если младшие сестрички, зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички. отобрать.
«Запрещается - разрешается»
Ход игры: Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».
• Идти по тротуару. (разрешается!
• Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. (запрещается).
Помогают в освоении правил безопасности просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности «Смешарики».
Одной из форм работы по освоения основ безопасности жизнедеятельности является продуктивная деятельность. Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, лепка машин, светофоров.
Большое значение отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. В сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью. А молодые, хорошо одетые симпатичные взрослые не могут причинить никакого вреда. Здесь на помощь приходят сказки. Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.
Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является сказка «Волк и семеро козлят».
Одной из форм работы по безопасности являются Развлечения. В нашей группе проходило развлечение «Спасатели, вперед» на которых дети закрепили на практике все о пожаре, :
• «На пожар», преодолевая полосу препятствий, спасая куклы от огня;
• «Тушение пожара»- игроки черпали воду из большого таза и передавали ведерко друг другу, выстроившись в цепочку;
• «После пожара»- сматывали пожарный рукав.
игры, которые убедили детей, чтобы быть здоровым, это здорово. А для этого нужно закаляться, заниматься спортом.
Заключение:
на основании результатов работы, у детей сформировались знания о здоровом образе жизни;
появилось сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
расширились знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
закрепились знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
все используемые технологии и приемы при обучении детей по данной теме позволили удовлетворить потребности детей реализовать свои возможности, повысить положительное отношение к безопасности и тем самым достичь поставленной цели.