Лучший педагог года

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста

Елена Геннадьевна Вакуленко
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф. А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Публикация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.

Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. Существуют разные виды пересказа:

- подробный или близкий к тексту;

- краткий или сжатый;

- выборочный;

- с перестройкой текста;

- с творческими дополнениями.

Требования к пересказам детей

1. Осмысленность, т. е. полное понимание текста.

2. Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа

1. Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.

Обучение детей рассказыванию в процессе организованной образовательной деятельности осуществляется со средней группы.

У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию :

по форме – описательные и сюжетные;

по содержанию – фактические и придуманные (творческие).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам;

2) по картине;

3) из опыта;

4) творческие рассказы.

1 Приемы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию :

- совместное рассказывание. Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;

- образец рассказа – это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);

- анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;

- план рассказа – это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;

- коллективный разбор плана. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;

- моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Структура ООД:

1 часть. Рассматривание игрушек (предметов, их сенсорное обследование:

- что это?

- как узнали? (вычленение характерных особенностей);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т. д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

2 часть. Образец рассказа воспитателя или план рассказа.

3 часть. Рассказы детей и их оценка.

4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия: чему научились.

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков (цыплёнок и утёнок). Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

2 Методика обучения описанию картин

Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета. Образ этот в известной мере может быть условным (не ощущается объем предмета, величина его условна и может быть более или менее реальной, не ощущается материал, из которого сделан предмет и т. п.).

Рассматривание детьми картины – сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.

В целях обучения дошкольников описательным рассказам рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинками:

1. составление рассказов по предметной картине;

2. составление рассказов по сюжетной картине;

3. составление рассказов по серии сюжетных картинок;

4. составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.

3 Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта)

Различают два вида рассказов из опыта:

- рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п. ;

- рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.).

4 Обучение рассказыванию по воображению.

Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта на материале воображения.

При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений.

1. Придумывание рассказов по игрушкам. Воспитатель подбирает несколько хорошо знакомых детям игрушек, объединяя их в отдельные группы. Например, заяц сидит в кузове грузовой машины, кукла стоит рядом с ежиком, кот сидит с перевязанной лапой…

2. Придумывание рассказов по картинам. Вначале картина рассматривается по вопросам, чтобы выяснить, как дети понимают ее содержание, а также помочь им увидеть в картине главное и второстепенное. Затем воспитатель спрашивает детей : «Как вы думаете, каким может быть продолжение истории, представленной на картине?». Выслушав ответы, воспитатель предлагает каждому придумать свое продолжение и окончание рассказа.

3. Рассказывание по аналогии. Начинается с чтения детям рассказа или сказки. Например, воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Бишка». После чтения детям задают вопросы для выяснения того, как они запомнили и поняли рассказ: как звали собаку в рассказе, который прочитали? Что предложили сделать Бишке? Что на это ответила собака?

Затем воспитатель ставит перед детьми задачу - составить свой рассказ, похожий на тот, который только что услышали, но заменив в нем главного героя. Дается образец такого рассказа. Например, «Говорят кошке Мурке

4. Придумывание конца рассказа к предложенному началу. Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что начало рассказа, который предлагается воспитателем, определяет героев, завязку событий.

5. Придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем. Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме»,

6. Придумывание сказок. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

7. Придумывание рассказов по пословицам.

Вначале детям предлагают послушать рассказ К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». После беседы по содержанию рассказа уточняют его название и обращают внимание, что названием служит пословица. Затем спрашивают, в каких еще случаях можно использовать эту пословицу и предлагают придумать свой рассказ.

Характеристика связной речи у детей в соответствии с возрастными особенностями.

3 года развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи : речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная. Беседу со взрослым дети начинают с удовольствием, но после 2-3-х вопросов, начинают отворачиваться, ерзать на стуле, заявляют, что так не могут говорить и значит не хотят в это играть.

Характеристика диалога в данном возрасте : как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками. Отсутствуют параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный вопрос-ответ и на одну тему. Если один из детей отвлекается на новую тему, то либо диалог распадается, либо начинают говорить на новую тему, забывая про предыдущую. Вопросы и ответы очень конкретные без дополнительной информации, все точно - про что спросили, про то и получили ответ.

Характеристика пересказа детей данного возраста – способны заканчивать предложения начатые воспитателем. Сказка должна быть хорошо знакома детям. (Посадил дед … Что? … Репку. И т. д.)

4 -5 лет – переход от ситуативной к контекстной речи. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы. Свободно вступают в беседу со взрослым, смущения не испытывают, общение идет достаточно оживленно.

Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она, используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

5-6 лет (старший дошкольный возраст) – активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы – сложные, может даже сокровенные.

Характеристика диалога в данном возрасте : неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.

Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов.

Характеристика повествовательных рассказов: затрудняются в определении темы рассказа – составляют рассказ, а если спросить на какую он тему, начинают все рассказывать с начала. Рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.

Характеристика детских рассуждений: носят вынужденный характер, то есть появляются только если взрослый сомневается в верности высказывания ребенка и требует доказательства, то есть спрашивает «Почему?». Доказательства краткие всего 1-2 аргумента, могут быть не реальными – сказочными, не логичными, очень категоричными.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить :

Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках»Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках» «Театр на липучках» Сказки Владимира Сутеева Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2024 в 18:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Геннадьевна Вакуленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД