Олеся Плотникова
Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, отличаются не только недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, но и бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматического строя речи и недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Публикация «Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Связные высказывания детей непоследовательны, укорочены. В предложениях существительное часто заменяется местоимением, а глагол -более легким по смыслу. Прилагательные и наречия часто совсем не употребляются. Предлоги не всегда правильно подобраны или не верно вставлены в структуре самого предложения. Дети могут несколько раз повторять укороченную фразу или словосочетание, как бы застревая и вспоминая о том, что было дальше. Происходит это не от того, что знаний у ребенка недостаточно, а потому что он не может оформить их в связное речевое высказывание.
Формирование правильного речевого высказывания детей дошкольного возраста предусматривает освоение фонетического и лексико-грамматического строя речи, что позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей среды.
В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает пополнять свой словарный запас. Особое внимание необходимо уделить его качественной стороне: увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов, многозначных слов. Нужно помогать ребенку, как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь.
Самыми простыми и доступными, не требующими длительной подготовки, являются следующие упражнения и задания по развитию у детей речевых навыков и умений :
• Оречевление ряда последовательно выполненных действий;
• Продолжение ряда называемых взрослым группы предметов;
• Подбор слов-действий, слов-признаков к предмету;
• Подбор картинок к заданному действию или признаку;
• Подбор картинок-парочек с одинаковым названием, но разным значением и многие другие.
Параллельно ведется работа по развитию связного высказывания. Примером могут быть следующие упражнения и задания:
• Составление предложений с использованием магнитных картинок, предметных картинок или игрушек.
Играют один, два ребенка и взрослый. Дети отбирают несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать задуманные персонажи.
На наборном полотне или магнитной доске оформляются разные ситуации, о которых рассказывают дети. Затем дети с помощью наводящих вопросов составляют рассказ. Первоначально основную роль при составлении рассказа играет взрослый, затем под его руководством дети самостоятельно составляют небольшие рассказы.
• Составление рассказа по серии картинок и сюжетной картине.
Прежде всего, ребенку предлагается рассмотреть все картинки. Назвать, что или кто на них изображен. Подвести ребенка к мысли, о чем будет рассказ. После этого предложить разложить картинки последовательно по сюжету рассказа, что помогает осмыслить взаимосвязь событий. Ребенку задается ряд вопросов: «Что было вначале? Что происходило потом? Чем все закончилось?». После того, как дети определят последовательность картин, нужно помочь при помощи наводящих вопросов составить предложения по каждой картинке, объединяя их в рассказ. После совместного составления ребенку предлагается еще раз рассказать, но уже без помощи взрослого.
Если рассказ составляется не по серии картин, а по одной сюжетной картине, порядок действий тот же. Только работа над последовательностью картин заменяется самостоятельным восприятием картины и составлением предложений начала рассказа и его конца.
• Составление рассказов - описаний.
Процессу обучения детей различных видов рассказов-описаний предшествует большая работа по обучению детей сравнению предметов. Сравнение является основой всякого понимания и мышления. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Необходимо учить детей сравнивать предметы. Сначала указывать на отличия между ними, а затем находить сходство. Предметы или картинки должны находиться перед глазами ребенка. Сначала задаются вопросы по описанию предмета, потом дается образец описания. И только потом ребенок описывает сам.
• Пересказ текстов.
Пересказ помогает развивать речевые навыки, развивает внимание и мышление ребенка. Приступать к пересказу нужно, когда ребенок научится слушать, понимать содержание прочитанного. При подборе текста для пересказа важно учитывать индивидуальные, возрастные и интеллектуальные возможности ребенка. Текст должен быть прост, понятен, четко выражать сюжет. Ребенок в процессе пересказа должен передать последовательность и логику в описании событий. После пересказа должен уметь анализировать поступки героев, делать выводы. Трудные слова, непотные выражения объясняются после первого чтения взрослым. Перед чтением может быть проведена вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. После первого чтения детям задаются вопросы по содержанию и установка на пересказ. Далее читается текст второй раз, затем ребенок пересказывает его. Существует различные виды пересказа:
• Взрослый пересказывает, а ребенок вставляет нужное слово или фразу.
• Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает правильно оформить предложения.
• Перед началом пересказа дается короткий план рассказа.
• Пересказ рассказа «по цепочке», когда чередуются рассказчики.
• Пересказ текста в лицах.
• Выборочный пересказ.
• Краткий пересказ.
• Творческий рассказ:
придумывание или изменение конца рассказа;
предложить «заглянуть» в прошлое или будущее героев рассказа, сказки;
написать письмо своему любимому герою рассказа, сказки;
придумать разговор персонажей рассказа, сказки;
придумать сказку по опорным словам: девочка, колодец, зеркальце, лестница, лягушка, фея;
рассказать историю от лица предмета в сказке;
описать одно событие, например, от лица веселого и грустного человека.
Работая над развитием связного высказывания, совершенствуя речь, важно помнить, что одной из главной предпосылкой является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. Следовательно, необходимо создать доброжелательную атмосферу, доверительные отношения и поддерживать положительный настрой на протяжении всего периода увлекательной работы.
Таким образом, правильно построенная система коррекционной работы по формированию связного высказывания, обязательно даст положительную динамику, хороший результат и повысит уровень развития лексико-грамматических категорий и связной речи.