Папки-передвижки

Формирование социальной компетентности в процессе развития детей старшего дошкольного возраста

Роза Симонова
Формирование социальной компетентности в процессе развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема социального развития старшего дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта.

Публикация «Формирование социальной компетентности в процессе развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

В последние годы в отечественной педагогике и психологии активно разрабатывается понятие об интегративном результате социального развития – социальной компетентности. Следует сказать, что на данный момент не существует единого определения и списка ключевых компетенций и компетентностей. Анализ различных подходов (И. А. Зимняя, Н. В. Калинина, Н. А. Рототаева и др.) к выявлению сущности социальной компетентности позволяет нам сформулировать следующее определение. Социальная компетентность – это совокупность характеристик личности, определяющих эффективность ее действий в широком социальном контексте, как целостное интегративное личностное образование, позволяющее человеку быть успешным в жизнедеятельности [1, с. 43].

Применительно к дошкольному возрасту исследователь Л. В. Гордиев-ских отмечает, что социальная компетентность дошкольника – это сложный феномен, включающий приобретаемые компетенции, необходимые для вхож-дения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные, ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность [2, с. 30].

Таким образом, социальная компетентность – интегративное новообразование старшего дошкольного возраста, проявляющееся в разных видах социального взаимодействия ребенка, обеспечивающее установление социальных отношений [2, с. 35]. Социальная компетентность дошкольника включает следующие компоненты (компетенции) :

– мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников;

– когнитивный, или познавательный – наличие базовых представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;

– поведенческий (или собственно коммуникативный) – эффективное вза-имодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;

– эмоциональный – как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей

Полагаем, что мотивационный компонент социальной компетентности старшего дошкольника как потребность в общении и социальном взаимодей-ствии со сверстниками, взрослыми обеспечивается сформированными навыками общения : адекватностью использования вербальных и невербальных средства общения, владением диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способностью изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Познавательный компонент социальной компетентности старшего до-школьника предусматривает наличие представления о себе, собственной при-надлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; представления детей о труде взрослых, об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Поведенческий компонент обеспечивается становлением первичных нравственных (ценностных) ориентаций у детей. Нравственные ценности объ-единяются на основании всех тех поступков, которым мы не только даем определенную личную оценку, и полностью одобряем, а значит оцениваем как хорошие, благие, добрые. Основой для любых моральных ценностей выступает, понятие добра, что связывает с собой довольно большую сумму действий, норм нравственного поведения, принципов.

Эмоциональный компонент социальной компетентности старшего до-школьника связан со стремлением детей проявить высшие, положительные человеческие качества и социально-нравственные чувства и эмоции; возможность проявлять нравственные чувства (радость, любовь, сочувствие и т. д.).

Процесс формирования социальной компетентности у дошкольников – сложный, комплексный, систематический процесс, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен.

К современным тенденциям формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста исследователи относят:

комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, объединение усилий педагогов и родителей;

– накопление разнообразного практического социального опыта старшим дошкольником, что также возможно через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка;

– создание условий для «правилосообразной линии поведения в новых условиях»;

– учет степени эмоциональной вовлеченности и характер участия в дей-ствиях сверстника, взрослого при организации совместной деятельности;

– организация проблемных ситуаций накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Формирование социальной компетентности происходит на всех этапах развития личности, и каждый следующий этап взросления своей основой имеет предыдущий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее важными условиями формирования социальной компетентности детей, развития качеств, умений, навыков, способствующих его адаптации на следующей ступени обучения, как минимум, и адаптации в социуме в конечном итоге, являются: продуманная специально созданная и поддерживаемая социокультурная предметно-пространственная развивающая среда, в которой ребенок имеет возможность реализовать свои возможности; значимый взрослый, готовый осуществлять взаимодействие с детьми и организовать образовательный процесс на принципах гуманистической педагогики.

Список использованной литературы

1. Пасальская Т. Л. Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания [Текст] / Т. Л. Пасальская[Текст] // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 10. – С. 43–45

2. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Электронное текстовое издание. – URL : study.ustu.ru/view/aid/10734/1/Ychyrova.pdf (дата обращения 17.07.2012).

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетентности в процессе развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 21:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальной компетентности в процессе развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Роза Симонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД