Тереза Кожаева
Формирование социально-личностных отношений в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами).
Публикация «Формирование социально-личностных отношений в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др., для лечения психических заболеваний. В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К. Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А. И. Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А. М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.
Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы, на которых направлена деятельность играющего.
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст, игра выступает ведущим видом всей деятельности.
В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Огромное значение для воспитания и развития личности имеет – сюжетно – ролевая игра. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы : мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.
В старшем возрасте, с усложнением игры и игрового замысла, чувства детей становятся более осознаны и сложными. Игра выявляет переживания ребенка и формирует его чувства. Когда ребенок подражает любимому положительному герою, он передает своё восхищение им, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.
Уже с раннего детства ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры ее правилами, т. е. проходит социализацию к окружающему миру.
В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями.
С сюжетно – ролевыми играми тесно связаны театрализованные и режиссерские игры.
Театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.
Режиссерская игра стимулирует воображение ребенка, требуя от него умения построить сюжет, распределить роли. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «Я» множество образов, тем самым стимулирую к разносторонней и более объективной самооценки.
Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу, радоваться успехам товарища.
При правильном руководстве со стороны педагогов детского сада родители так же способны формировать игровые навыки.
Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом к помощи бывает тщеславие, стремление показать себя лучше других, заслужить похвалу взрослых.
Игра-это особая самостоятельная творческая деятельность детей.
Игровая группа-это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.
Ролевая игра-это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра-детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.
Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Игрушка - предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.
Но если все дети разные, то, как возможно одному (пусть даже двум) воспитателю обеспечить им благоприятные условия для развития? В группе из двадцати детей это становится делом, прямо скажем затруднительным.
Дело в том, что право ребёнка на уникальность и индивидуальность, никак не отменяет того простого факта, что он относится к человеческому роду и живёт в обществе. Опытный воспитатель хорошо знает, что все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга. Можно искать (и легко найти) общие черты одного возраста, из одной группы, даже из одного детского сада. И, конечно, есть общие особенности или закономерности в их развитии. Закономерности процессов, протекающих в сфере общения, мы и рассмотрим.
Итак, при педагогической оценке социально-личностных отношений педагог обращает внимание на:
1) самого ребёнка или группу детей в процессе общения
(состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения, те средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации, положение ребёнка в группе сверстников и т. п.)
2) собственное поведение в ситуации общения
(в какой степени педагог учитывает общие закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом использовались и т. п.)
Что такое общение, мы знаем не понаслышке: начиная с рождения, человек живёт среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок, и он хорошо знает и общается с близкими родственниками. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становиться человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.
Поговорка «С кем поведёшься, от того и наберёшься» дает нам представление о том, насколько психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависит от его общения.
По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Кроме того, он выбирает тот предмет общения, который нас интересует.
Но всем нам встречались и люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызывают у нас раздражение, или неловкость, или чувство, похожее на страх; их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчёт, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется. Иногда говорят: «Он хороший человек, но у него плохой характер». Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.
В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада, домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать, мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился!» То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.
Конечно, всем известно, какую большую роль в построении собственного стиля общения играют для ребенка его сверстники. Но воспитатель, который знает, как построить процесс общения умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.)
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.
Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) отношениями между воспитателями и детьми
2) отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать взаимоотношения между детьми.
1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
2. Чем это вызвано?
3. Какие дети часто ссорятся между собой?
4. Почему это происходит?
5. Каких детей часто обижают?
6. Почему это происходит?
Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т. п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема эта настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить детей, которые – по первому впечатлению не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут, и следовательно не обращают на себя внимание воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности в общении (отрицательные переживания) не исказили в дальнейшем их развития, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться к помощи специалистов (психолога, невропатолога, психиатра) .
Предлагаю форму наблюдения за детьми в группе. Целью является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.
Ф. И. Р___
возраст___
дата проведения___
Обычно Часто Иногда
Редко
Никогда
1. Играет в одиночестве
2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми
3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу
4. Играет только с одним и тем же партнером
5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе
6. Вступает в конфликт с другими детьми
7. Ссорится, обижает других детей
8. Плачет
9. Жалуется воспитателю
10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры)
При интерпретации полученных данных необходимо иметь в виду
1) Каждая из описанных форм поведения (даже под №7, 10) может встретиться в жизни вполне благополучного ребенка. Если они появляются не слишком часто и не вместе с остальными. Это не должно вызывать слишком большой тревоги. Они просто требуют коррекции поведения ребенка и помощи ему.
2) Чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения. В этом случае они свидетельствуют о вполне понятном отсутствии у ребенка навыков общения (по улаживанию конфликтов, вступлению во взаимодействие) .
3) Многие из описанных форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка к группе. В этом случае воспитатель должен проявить терпение и не торопить ребенка в его вхождении в группу, тем не менее, оказывая ребенку поддержку и демонстрируя группе хорошее к нему отношение. Разумеется драки, скандалы требуют коррекции со стороны воспитателя.
Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, т. к. игра ориентирована на собственный процесс, а не на результат. В игре дошкольник получает удовольствие и способен часами играть в такие игры.
Что же касается сюжетно-ролевых игр, то детям просто интересно проигрывать определенные ситуации, пробуя себя в разных ролях. В некотором смысле можно сказать, что сюжетно-ролевая игра, которая всегда предполагает партнеров (в том числе взрослых и детей другого возраста, является одной из важнейших форм общения в дошкольном возрасте. Именно в развитых видах коллективной игры дети отрабатывают позитивные способы разрешения возникающих конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров реакции поддержки, одобрения или недовольства. Принятие ребенком разных ролей является предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми.
А сейчас обратимся к программе, в области «Социализация» даны задачи и методы формирования социально- личностных отношений детей в процессе игровой деятельности. Но необходимо учитывать, что эта образовательная область интегрирована с другими областями (придавая им социально-ценностное направление) – «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»
Младшая группа
Задачи: Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии. Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние сверстников и доверие к воспитателю.
Здесь предполагается непосредственное участие воспитателя в детских играх, общении. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе, давать детям ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей. Дети учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. Играют со сверстниками парами, элементарно договариваясь о совместных действиях: «Давай катать машинки» или «Давай кидать мяч». Дружеские отношения часто сменяются конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Воспитатель привлекает детей к участию в разрешении проблемно-игровых ситуаций «Поможем куклам помириться». В дидактических играх дети отбирают картинки, изображающие добрые поступки детей, выражают к ним свое отношение (Они мне нравятся. Они хорошие дети).
Со второго полугодия воспитатель побуждает детей откликаться на предложение участвовать в общем деле: сделаем подарок маме, соберем общую «сокровищницу» (картинки, камешки, ракушки). Дети учатся самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете : «Я буду лечить, приносите своих детей». В играх-имитациях объединяются, отражая характерные действия: «Мы мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики».
Средняя группа
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям : быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих. Понимать ярко выраженные эмоциональные состояния, правильно реагировать, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия. Развивать стремление к совместным играм в паре или небольшой подгруппе.
В этом возрасте основной путь – в постоянном практическом приучении детей к культуре поведения и доброжелательном отношении к людям.
Методы – организация развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта. Организация образных игр-иммитаций, игр-драмматизаций, театрализованных этюдов, на темы любимых сказок – «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», сюжетно-ролевых, режиссерских и дидактических игр, чтение художественной литературы. В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственных представлений (что такое хорошо и что такое плохо, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка. Дети нуждаются в постоянной помощи для установления игрового взаимодействия, не всегда могут вникнуть в общий замысел, вступают в конфликты, затрудняются в согласовании игровых действий. Воспитатель побуждает детей к ведению ролевых диалогов в начале года в совместной игре с ним, а затем со сверстниками.
Старшая группа
Задачи: воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливое отношение к малышам, умение сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Методы: совместные сюжетно-игровые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания, проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы, сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической направленности («Поможем птицам пережить холодную зиму», «Позвоним заболевшему товарищу», этические беседы, чтение художественной литературы.
Воспитатель учит детей формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера по игре, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. Способствует самостоятельно или с небольшой помощью согласовывать общий игровой замысел с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, устанавливает договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Подготовительная группа
Задача воспитателя увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, а также ежедневно с отдельными детьми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля и воображения. : «Будь внимателен», «Домино» (цифровое, «Шашки», «Угадай, что загадал», «Сложи квадрат» «Кубики для всех» и т. п. В них дети соблюдают очередность, следят, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролируют себя, добиваются выигрыша и первенства.
Но некоторые дети знают мало игр, затрудняются в объяснении правил другим, раздражаются, выражают недовольство, если сверстник задает вопросы.
Сюжетные игры становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируются с другими видами детской деятельности – продуктивной и речевой. Задачей становиться обогащать способы игрового сотрудничества, способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр. Одним из новых методов можно предложить участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых («Водители, будьте внимательны!», сотрудничество детей в оформлении группы, уходе за цветами, общение с малышами, участие в конкурсах рисунков на социальные темы.