Людмила Анкудинова
Роль игровой деятельности в процессе избавления детей от заикания
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание считается тяжелым, трудно излечимым заболеванием. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения, поэтому проблема избавления от заикания у детей как нельзя актуальна.
Публикация «Роль игровой деятельности в процессе избавления детей от заикания» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
В нашем ДОУ особая роль в процессе избавления от заикания отводится игровой деятельности, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Игра используется как средство воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений.
Играя, дети учатся преодолевать психологические трудности в общении, развивают память, воображение и мышление, учатся красиво говорить. Развитие игровой деятельности заикающихся детей, коррекция поведения, воспитание речи в целом, устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр.
Ведущую роль в устранении заикания мы отводим играм с пением, играм-молчанкам, дидактическим играм. Большое значение имеет сюжетно-ролевые, подвижные, игры-драматизации. Характер игры, ролевое распределение, речевая активность детей, степень самостоятельности зависят от возраста, психофизических возможностей и этапов проводимой работы.
На первом этапе работы с заикающимися детьми, когда осуществляется «щадящий речевой режим», мы используем игры, направленные на развитие невербальных форм общения. На этом этапе допускается односложные ответы («Да», «Нет», а через некоторое время вводится шепотная речь. В период максимального ограничения речи (режим шепотной речи и молчания, подбираются игры, помогающие затормозить неправильные речевые проявления и создать условия для воспитания облеченных форм речи – сопряженной и отраженной. Для реализации этих задач логопед и воспитатель словесно рисуют занимательный игровой сюжет, в котором дети принимают участие, выполняя соответствующую сюжету роль с помощью движений, жестов и мимики. При проведении таких игр внимание воспитателя направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно вводятся игры, включающие общение персонажей между собой.
В процессе игровой деятельности у детей с заиканием снимается эмоциональное напряжение, снижается фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся свободнее возможности невербального общения. Дети с удовольствием имитируют особенности поведения разных животных и их общение между собой.
Невербальные игры, проводимые нами на этом этапе, способствуют формирования коллективной деятельности детей, умению подчинять свое поведение общим целям коллектива.
При переходе на облегченные формы речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) воспитательная роль игры усложняется. С помощью игры воспитывается возможность произвольного поведения. Дети учатся выполнять требования, которые исходят не только от взрослого, но и от сверстника. Но этом этапе выбирается водящий в играх с помощью считалок (ритмизированная речь в сочетании с движением руки). В этот период мы используем игры-драматизации, настольный и кукольный театр и т. п., в которых используется самостоятельная речь.
Таким образом, мозг ребенка последовательно «приучается» к правильной речи, что и дает возможность проститься с заиканием.
В заключении важно отметить, что несмотря на всю серьезность задачи избавления детей от заикания ребята живут полноценной детсадовской жизнью: с удовольствием занимаются на занятиях, играют, поют, рисуют, вступают на утренниках.
Как показывает практика, в результате такого подхода выпускники нашего детского сада отлично подготовлены к школе, хорошо говорят, успешно учатся.