Вероника Николаевна Брыкова
Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»
▼ Скачать +Заказ
«Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. «За чашечкой чая» родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т. к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад. Родители выдвинули предложение проводить как можно чаще собрания в нетрадиционной форме.
Публикация «Родительское собрание „Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Тема: Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Содержание:
1. Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек»,
2. Помочь родителям понять, как можно проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
3. Помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье.
Форма проведения – за круглым столом.
Подготовительная работа к собранию :
• Приглашение родителей на собрание.
• Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь дома».
• Подготовка памятки для родителей по теме «Особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет». (Прилагаются).
Оборудование и ТСО:
• Магнитофон с фонограммой песен.
• «Волшебный микрофон»
• На столе приготовлены памятки для родителей, картотека с играми на развитие коммуникативных навыков.
План собрания :
№ п/п Содержание
1 Форма собрания - чаепитие за круглым столом
2 Упражнение «Давайте поздороваемся»
3 Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения»
4 Сообщение «Основные направления работы с детьми 3-4 лет в формировании коммуникативных умений»
5 Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»
6 Дискуссия родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»
7 «Вы спрашиваете - мы отвечаем»
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Давайте поздороваемся». (Сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который находится рядом. Все родители придумывают свое приветствие).
Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает, что такое «Коммуникативные умения». (Родители по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение – является сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.
Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления. Именно к 3-4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая деятельность. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет : усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.
Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений. Давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3-4 лет : умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.
1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, зависящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.
2. В структуру коммуникативных умений детей 3 – 4 лет входят :
- информационно-коммуникативные умения : умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения : умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.
Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий : создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей)
Мы провели с родителями анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома».
На вопрос: что вы с родителями делаете вечером дома? 12% ответили играем, 74% сказали, что смотрят телевизор, а 14% затруднились с ответом.
На второй вопрос: «Читаете ли вы ребенку на ночь?» 57% ответили «да», остальные – «нет».
На следующий вопрос: «С кем больше всего ваш ребенок любит проводить время? 23% ответили – с мамой, 15% - с папой, 22% - с бабушкой, 18% – с дедушкой, 22% - с друзьями.
Сегодня мы приготовили для вас подарок – красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться.
Спасибо всем за участие!