Наталья Артемьева
Формирование основных групп коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных умений должно органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, учение. Оно реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых другими направлениями программы. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции аномального ребенка. Таким образом, обучение общению происходит непрерывно. Основные задачи по формированию коммуникативных навыков у детей :
• усиление личностного начала каждого ребенка с нарушениями речи;
Публикация «Формирование основных групп коммуникативных умений» размещена в разделах
• усиление интеллекта посредством устранения речевых недостатков;
• повышение социального статуса ребенка в детском коллективе через формирование у него навыка общения со сверстниками.
Формирование коммуникативной функции речи связано с созреванием аффективно - волевой сферы, произвольного внимания и других процессов, относящихся к регуляторной деятельности ребенка. В работе учитывается отношение ребенка к своему дефекту.
По формированию коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями выделяются три направления работы:
1. Голосовое общение посредством диалога ( игры: подвижные, сюжетно-ролевые; общение по телефону, художественное слово) и дидактических игр. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает формирование диалогической речи, умение вести разговор, а также развитие слухового внимания. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Поэтому и необходимо учить диалогу со сверстниками, учить языковым играм, учить словесному творчеству.
2. Шё потное общение: формируется навык контроля над партнером, развивается сила голоса.
3. Молчаливое общение: формируются отдельные навыки поведения, исправления неадекватных эмоций.