Ольга Карпова
Формирование социально-коммуникативной компетенции дошкольников в инновационной развивающей предметно-пространственной среде
▼ Скачать +Заказ
Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который стал ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление его в более взрослый период жизни. Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на лично-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.
Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетенции дошкольников в инновационной развивающей предметно-пространственной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Т. к. развитие ребенка осуществляется только в игре, то перед нами встала задача создания такой развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, которая будет способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Реализацией инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ стало создание многофункционального интерактивного развивающего комплекса коммуникативно-личностной направленности по зонированно–модульному принципу.
Деятельность в интерактивном развивающем комплексе основывается на сенсомоторном развитии дошкольника, т. к. именно оно составляет фундамент общего умственного и психического развития человека, что способствует успешной социализации ребенка.
Современное развивающее оборудование в комплексе подобрано для тех видов деятельности ребенка (игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования.
Все помещение комплекса разделено на условно-модульные зоны, а именно:
1. Зона сенсомоторного развития и психологической разгрузки
Деятельность в этой зоне позволяет обогатить сенсорный опыт дошкольника в процессе игровой деятельности «развитие через восприятие и впечатления»
2. Зона познавательно - речевого развития и конструктивной деятельности
Организация деятельности здесь способствует формированию познавательных интересов и конструктивных действий ребенка в различных видах деятельности.
Развивающие игры («Сырный ломтик», «Подуй на шарик», «Сенсино», «Рисуем ногами» и др.) тренируют тактильные ощущения, моторику, восприятия, память, развивают координацию глаз-нога, интерес и творческое мышление.
3. Зона художественного творчества и музыкально-театрализованной деятельности.
Деятельность в этой зоне способствует развитию детского творчества, активизации познавательной деятельности, тактильных ощущений, моторики, зрения. Светозвуковые столы для рисования песочком помогают в развитии моторики и графических навыков.
Инновационный потенциал данного развивающего комплекса заключается в наличии таких характеристик, как :
1. Полифункциональность: мы подобрали такое оборудование, с которым могут работать все педагоги, независимо от его зонального расположения.
2. Возможность трансформирования предметно-развивающей среды для решения различных образовательных задач.
3. Деятельность комплекса ориентирована на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, способствующих позитивной социализации детей.
Совместная деятельность взрослых и детей в развивающем комплексе осуществляется в режиме дня, самостоятельной и в специально организованной образовательной деятельности взрослых и детей. А единое комплексно-тематическое планирование позволяет органично скоординировать деятельность воспитателей и педагогов-специалистов.
Таким образом, в развивающем комплексе созданы условия для развития ребенка, способствующие его позитивной социализации, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что обеспечивает формирование психологической готовности к школе.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович. П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М. : Федеральный институт развития образования, 2014.-96с.