Получи документы

Подборка проблемных ситуативных историй для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников

Наталья Глухина
Подборка проблемных ситуативных историй для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Если добрые чувства не воспитаны

в детстве, их никогда не воспитаешь …»

В. А. Сухомлинский

Подборка проблемных ситуативных историй для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников

Серия специальных ситуативных историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия направлена на развитие следующих умений :

• Сопереживать (отзывчивость).

• Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.

Публикация «Подборка проблемных ситуативных историй для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников» размещена в разделах

• Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.

Мальчик Вова пошел гулять со своим котенком. Мальчик выпустил котенка на травку. Сытый котенок игриво бегал по траве, играл с бабочками. И тут к котенку подошел дворовой котенок грязный, худой. Вова оттолкнул этого котенка и крикнул на него. Котенок поджал хвостик и прижался к земле. Другому мальчику Сереже стало жалко котенка. Он взял его на руки, погладил и отнес домой. Мама разрешила оставить котенка дома.

Вопросы для обсуждения: Почему Вова оттолкнул дворового котенка от своего? Он правильно поступил? Как можно назвать Вову? А кто поступил правильно? Как можно назвать Вову? А Сережу? Вам жалко котенка? Вы бы хотели ему помочь? А как бы поступили вы?

***

Воскресенье. Начался любимый Ленин мультфильм. Лена садится на диван для просмотра. Но мама просит сходить ее в магазин за мукой, что бы испечь ее бабушке на день рождение пирог. Лена отказывается и продолжает смотреть телевизор.

Вопросы для обсуждения.

Правильно ли поступила Лена? Что произойдет, если Лена не пойдет в магазин за мукой и пирог так и не будет испечен? Кто расстроится из-за отказа Лены идти в магазин? Можно ли поступок Лены назвать добрым? Как бы вы поступили?

***

По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг, на встречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь

Вопросы для обсуждения.

Какие чувства испытала девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в этот момент? Что делали, когда оказывались в подобных ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

***

Мама не разрешала дочке Маше играть с ее зеркальцем. Но девочка не послушала маму. Маша, играя разбила мамино любимое зеркало. Девочка очень расстроилась и не знала, какмаме рассказать об этом.

Вопросы для обсуждения.

Маша специально разбила зеркальце? Почему девочка боится признаться маме?Можно ли брать чужие вещи без разрешения? А как бы вы поступили? Помогите Маше признаться в том, что она нечаянно разбила зеркало.

***

Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала.

Вопросы для обсуждения

Какие чувства испытывала девочка Катя? Поступают ли так друзья? Как вы бы поступили?

***

Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.

Вопросы для обсуждения

Почему Сережа заплакал? Правильно ли поступил Саша? Как вы бы поступили на его месте?

***

Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку.

Вопросы для обсуждения

Что можно сказать о поступке Игоря, почему он так поступил? Что чувствует Коля? Какие советы вы можете дать Игорю? играй дружно;

не обижай товарища; не ссорься с товарищем;

если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй — вместе будет интереснее;

— нужно радоваться успехам других.

***

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал.

Обсуждение ответов педагогов, формулирование вывода: даже самая конфликтная ситуация вполне может разрешиться мирно, если себя грамотно в ней вести. Например. Конфликт мальчиков завершился так:

«Вовка увидел бегущего к нему Колю его и сказал мальчику, который рядом стоял:

– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

– Что же вы на самокате-то не катаетесь?.»

Вопросы для обсуждения

— Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?

— Из-за чего рассердился Коля?

— Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что Вова взял без спроса его самокат?

— А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?

— Что вы чувствовали в этой ситуации?

— Что вам хотелось сделать?

— Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто-то взял без разрешения вашу вещь?

— Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?

***

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было.

И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Сочинение детьми историй-продолжений предыдущего рассказа.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался. Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Вопросы для обсуждения

— Почему мальчик остался один? Затем взрослый обобщает ответы детей:

— Мальчик рос сильным, но злым: он обижал своих друзей, причинял им боль, смеялся над взрослыми, жестоко обращался с животными.

Далее взрослый предлагает детям составить правила обращения с животными и соблюдать их:

— животных нужно любить;

— ухаживать за ними;

— вовремя кормить, выводить на прогулку, играть с ними;

— нельзя мучить, причиняя боль, пинать ногами, злить.

***

Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.

— Можно мне с вами поиграть? — спросил я ребят. — Чур, буду убегалка!

— Нет уж, — ответили ребята, — если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.

Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убе-галку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться.

— Но почему же ты грустишь?

— Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.

Взрослый, успокаивая Антошку, обращается к детям с просьбой ему помочь.

Вопросы для обсуждения

— Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?

(Дети не отказали ему в игре, но есть правило очередности.)

— Приходилось ли вам обижаться?

— На кого вы обижаетесь чаще всего?

— Что вам хочется сделать с обидчиком?

— Хотелось ли вам отомстить обидчику?

— Что вы делали для того, чтобы отомстить?

***

В одном волшебном городке жили старенькая бабушка и два ее внука. Однажды в их саду выросло молодильное яблоко. Кто съест это яблоко, -помолодеет и будет жить долго. Мальчишки решили, что бабушке яблоко не нужно. Но между собой яблоко разделить не могли. Пока они ругались и дрались, яблоко укатилось.

Вопросы для обсуждения

Кому больше всего необходимо молодильное яблоко? Можно ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Вы бы хотели помочь старенькой бабушке? Как? Что бы вы сделали на месте мальчиков?

***

Витя вынес во двор новую машинку, которую ему подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали у него просить машинку для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что то тихонько ему сказал. Всего одно слово Витя улыбнулся и дал Саше машинку.

Вопросы для обсуждения

Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли Витю назвать жадиной? А как бы вы поступили?

***

Воспитатель попросила детей принести в детский сад принести свою любимую игрушку и устроить выставку. Выставка была интересной. Сначала все рассматривали чужие игрушки. Потом все получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он взял свою игрушечную пожарную машину и играл ею в одиночестве. Как дети не просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали к себе Диму. Дима отнес свою игрушку в шкаф и присоединился к ребятам.

Вопросы для обсуждения

Правильно ли поступил Дима когда не дал ребятам свою машинку? Как его можно назвать? А почему дети позвали его в свою игру, ведь он не дал машинку? Правильно ли поступили дети? А вам интересно играть в одиночестве или вместе? А вы бы дали свою игрушку в общую игру?

***

Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть с ребятами.

Вопросы для обсуждения

Правильно ли поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Как бы вы поступили?

***

Юра забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать дом. Для Игоря почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Юре.

-Дай, пожалуйста мне немного из конструктора материала. Ведь у тебя много.

-Отстань, не дам! Я хочу построить большой дом!

-А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора хватит.

-Нет, - отвечает Юра. – А вдруг не хватит? Сначала я построю дом, а если останется, дам тебе.

Вопросы для обсуждения

Справедливо ли Юра поделил конструктор? Можно ли его назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы вы поступили на месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?

***

Гена с мамой у врача. Оказалось у мальчика плохое зрение. Доктор велел Гене носить очки. Когда мальчик зашел в свою группу и дети увидели его в очках, то они засмеялись и стали называть его очкариком. Гена снял очки, положил в шкафчик и вечером маме сказал, что больше никогда не наденет очки.

Вопросы для обсуждения:

-Правильно ли поступили дети? Плохое зрение – это болезнь. Можно ли смеяться над больными людьми? Вам бы понравилось, если бы надсмехались над вами? Как бы вы поступили на месте Гены? Как бы вы помогли Гене?

***

Вася участвовал в соревновании и занял первое место, а его Саша был последним. Он очень расстроился. А Вася прыгал от радости и хвастался перед Сашей своей медалью, говоря: «Я сильнее и быстрее тебя. БЕ-БЕ-БЕ!»

Вопросы для обсуждения:

-Почему у Саши плохое настроение? А настроение Саши стало хуже из-за поведения Васи? Вы хотите помочь Саше?

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка Обучение детей- есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень преподавательского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой,.

Мини-музей сказок А. С. Пушкина в группе как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников.Мини-музей сказок А. С. Пушкина в группе как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников. Добрый день, коллеги! Хочу представить Вам свой опыт по организации мини-музея сказок А. С. Пушкина в подготовительной группе ГБДОУ детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка проблемных ситуативных историй для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников
Опубликовано: 22 мая 2015 в 04:35
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка проблемных ситуативных историй для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Глухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД