Ирма Юрьевна Кошелева
Инновационных подход при организации предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
При построении предметно-развивающей среды ДОУ мы педагогами, учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т. д.
В основу построения развивающей среды группы легли основные принципы
дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;
Публикация «Инновационных подход при организации предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании предметного окружения;
стабильности-динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
открытости-закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию ( реализует в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
гендерного подхода – позволяет учитывать интересы и наклонности, как мальчиков, так и девочек.
В группе созданы различные центры активности:
«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
Нормативно-правовой базой к отбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
концепция дошкольного воспитания (1989 г.);
концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.);
методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10. 2010 г. ;
концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г. ;
письмо Министерства образования РФ от 15.05.2004 № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
Кроме системной организации необходимо продумать и качественно организовать деятельность педагога и обучающегося
Характеристика деятельности педагога:
Имеет представление о зоне развития и проектирует зону ближайшего развития каждого ребенка.
Формирует обстановку и представляет материалы для развития.
Ставит перед каждым ребенком и перед группой в целом, цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого.
Поддерживает в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении в окружающей действительности.
Характеристика деятельности детей:
Активно развивается, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.
Проходят через закономерные стадии развития.
Обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие.
Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов заключается в том, что предметно-развивающая среда построена таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации.
Светлый тон стен групповой комнаты создает ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в теплой цветовой гамме, изготовлена по индивидуальному эскизу, разработанная с учетом особенностей помещения и последующего зонирования. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.
Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: центр искусства и детского творчества, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки (уголок природы и экспериментирования, центр математики, центр театрализованной деятельности, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, спальное помещение и раздевалка. ;