Гриц Евгения Валерьевна
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста имеющими общие нарушения речи, не теряет своей актуальности в настоящее время. Анализ результатов диагностики речевого развития детей нашего учреждения показал значительный процент нарушения слоговой структуры слова воспитанников. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре подходов к организации работы по формированию слоговой структуры слова в условиях нашего учреждения. Для решения этой задачи, используя материалы методического пособия Бабиной Г. В. и Сафонкиной Н. Ю, мною был разработан комплекс коррекционных мероприятий по формированию слоговой структуры слова, который включал два этапа, разделенных на блоки.
Публикация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
Первый этап:
I блок – формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.
II блок – развитие сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического.
Второй этап:
III блок – развитие особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова.
IV блок – формирование умений слогового оформления слов разной степени сложности.
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Ведущей формой работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников 4-7 лет является дидактические игры и упражнения, учебно-игровые ситуации, которые организуются как логопедом, так и педагогом во время коррекционных занятий и во время совместной деятельности в режимных моментах. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям.
Учебно-игровая ситуация с использованием дидактических игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова во время режимных моментов характеризуется кратковременностью развертывания и течения (от 5-6 до 10-15 минут). В режимных моментах предполагается объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек). Чаще всего это дети, плохо усвоившие материал во время проведения коррекционных занятий. Дидактические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах, планируются и организуются воспитателем в любое время в режиме дня. Чаще всего, это утренний и вечерний отрезок времени, прогулка. Например, перед прогулкой педагог предлагает детям найти предмет одежды, название которого состоит из 2, 3, 4 слогов. Во время прогулки педагог дает детям задание: «Прошагайте столько шагов, сколько слогов в слове машина» (при затруднении подключить прохлопывание). Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребенка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе.
Примеры заданий:
Задания, направленные на формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации:
1. Выбирается один ребенок и встает в центре группы, другой ребенок встает позади него, еще один – впереди. Остальные дети называют кто впереди кого находится, а кто позади (затем дети меняются местами).
2. У каждого ребенка — чистый лист бумаги и цветные карандаши.
— Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга — красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В правом верхнем углу нарисуйте желтый треугольник, в правом нижнем углу – оранжевый треугольник, в левом верхнем – голубой треугольник, в левом нижнем – розовый треугольник.
3. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний
Задания, направленные на развитие сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического:
1. Логопед на музыкальном инструменте задает ритмический рисунок (определенное количество ударов в заданном темпе).
- Ребенок должен воспроизвести этот ритмический рисунок с помощью хлопков.
- Ребенок должен воспроизвести этот ритмический рисунок с помощью музыкального инструмента.
2. Воспроизведение долгих и коротких звуков с помощью рисунков и схем, сравнение ритмов.
3. Отстукивание мячом ритма, отхлопывание в ладоши за логопедом.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения).
Кисть одной руки выпрямлена (положение «ребро», кисть другой руки сжата в кулак, затем положение рук меняется. Большой палец соединен с указательным в кольцо, остальные выпрямлены. Сжимание и разжимание пальцев рук в кулак одновременно. Кисти рук одновременно в положении «ребро», затем исходное положение и т. д.
Задания, направленные на развитие особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова :
1. Воспроизведение количества языковых единиц на основании заданного числа (повторение звуков, слогов, слов столько раз, сколько указывает цифра на карточке).
2. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом
Логопед проговаривает последовательность разных по силе языковых единиц (О-о-о, у-У-у, а-а-А, НА-на-на, по-ПО-по и т. д.).
Задания, направленные на формирование умений слогового оформления слов разной степени сложности:
1. Повторение и наращивание слогов, преобразование слогов
2. Нанизывание предметов с одновременным проговариванием слогов
3. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.
«Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются?
Речевой материал:
Цветок, листок, молоток.
Утка, мышка, белка, ветка и т. д.
4. Деление слов на слоги с помощью дидактических пособий
5. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы.
Первый слог
Второй слог
Затем дети выполняют инструкцию «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».
Речевой материал:
дыра (рады); насос (сосна); сосна (насос); лама (мала); банка (кабан);
чайка (качай); лыжи (жилы); мышка (камыш).
6. Упражнения на звуко-слоговой анализ слова.
7. Работа над схемой слова (подбери к схеме слово, выполни схему к картинке, подбери схему к картинкам, измени схему).
8. Упражнения на уровень слов (анализ, синтез, фонематические представления) :
- Дополнить данные слоги заданным одинаковым
- Составить слово из слогов (разные виды заданий)
- Из двух слов образовать одно
- Смешанные упражнения на анализ и синтез
9. Упражнения на уровень законченных предложений стихи, чистоговорки, и другие тексты:
- Заучивание чистоговорок с различными типами слогов (звуковой ряд)
- Чтение простых стихов, чистоговорок сопряженно со взрослым
- Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение (распевки)
- Самостоятельное договаривание «Доскажи слово»
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова – это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Мой опыт работы показал, эффективность использования игровых и дидактических упражнений при формировании слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня, что подтверждается диагностическими данными, полученными в конце учебного года.
Литература:
1. Агранович, З. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. А. Агранович. -СПб. : «Детство- Пресс», 2005, 45 с.
2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи/ Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : «Книголюб», 2005, 95 с.
3. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. / С. Е Большакова – М. : «Творческий Центр», 2007.
4. Курдвановская, Н. В. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. [Текст] / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова – М. : Творческий центр 2007. – 84с.
5. Маркова, А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / В сб. : Материалы научной конференции по дефектологии / А. К. Маркова — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962 83-89 с.
6. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Методическое пособие по программе «Детство» [Текст] / О. Н. Сомкова – СПб. : Детство – Пресс, 2012.- 208 с.
7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» / Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина, Т. В. Туманова — М., Просвещение, 2008 г.
8. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина — М. : Издательство «Альфа», 1993. 87 с.