Альбина Гетт
Формирование слоговой структуры слова — консультация для воспитателей
Формирование слоговой структуры слова – консультация для воспитателей.
Под слоговой структурой слова понимают взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в сокращении (пропуске) слогов, нарушении последовательности слогов в слове, уподоблении слогов, персеверации (повторении, антиципации (замене предшествующих звуков последующими, добавлении лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов, контаминации (слияние частей слов или слов в одно).
Публикация «Формирование слоговой структуры слова — консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Добавление слогов и перестановка слогов указывает на первичное недоразвитие слухового восприятия.
Сокращение слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывает на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы:
• Произносительной стороны речи-фонетики.
• Лексики.
• Грамматического строя речи.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З. Е., Большакова С. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Сафонкина Н. Ю., Ткаченко Т. А., Усанова О. Н., Четверушкина Н. С. и др. Ряд перечисленных выше логопедов разработали собственные технологии коррекции слоговой структуры слова.
Вашему вниманию будет представлен дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова для детей 4-6 лет «Играя, учимся говорить» Черенковой М. А.
На что нужно обратить внимание при использовании этого материала?
Красочный материал, который привлекает внимание детей.
В названии картинок нет труднопроизносимых звуков (свистящих, шипящих, сонорных). В словах только гласные, а также согласные звуки раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов).
Работа над слоговой структурой идет параллельно с уточнением и закреплением лексического значения слова и формированием грамматического строя речи.
Соблюдается принцип – от простого к сложному: отрабатывается 14 типов слоговой структуры по А. К. Марковой.
• Двухсложные слова из открытых слогов : вода, сова, вата.
• Трёхсложные слова из открытых слогов : собака, кубики, сапоги.
• Односложные слова из закрытого слога : мак, лук, кит.
• Двухсложные слова с закрытым слогом : лимон, веник, банан.
• Двухсложные слова со стечением в середине слова : юбка, письмо, ветка.
• Двухсложные слова из закрытых слогов : компот, тюльпан.
• Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: чайник, альбом, дождик.
• Трёхсложные слова с закрытым слогом : самолёт, помидор, чемодан.
• Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, конфеты.
• Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом : автобус, кузнечик, индеец.
• Трёхсложные слова с двумя стечениями : матрёшка, избушка, игрушка.
• Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова : флаг, хлеб, шкаф.
• Двухсложные слова с двумя стечениями : звезда, штанга, гнездо, спички.
• Четырёхсложные слова из открытых слогов : пианино, ежевика, кукуруза.
Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную, кинестетическую функции (зрительные и жестовые символы звуков).
Спасибо за внимание.
Презентация прилагается.