Лариса Амельченко
Формирование синтаксической стороны речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование синтаксической стороны речи у детей 4 – 5 лет»
Дошкольный возраст сензитивен для усвоения различных уровней родного языка. Среди них особое значение имеет грамматический строй языка.
В настоящее время проблема обучения детей дошкольного возраста грамматически правильной речи недостаточно изучена. Это вызывает значительные трудности в определении содержания и методики обучения детей.
Публикация «Формирование синтаксической стороны речи у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
За последние годы в методической литературе (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, Г. М. Лямина) мы встречаемся с утверждением, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет усвоение синтаксиса устной речи. Это утверждение дезориентирует воспитателей, направляя основное внимание на формирование у детей предложений и отодвигая на второй план формирование правильных морфологических навыков, сводя, по существу, эту работу только к исправлению ошибок детской речи.
В своей работе мы рассматриваем вопросы методики обучения синтаксически правильной речи детей пятого года жизни. На пятом году жизни грамматические ошибки – возрастная закономерность, не зависящая от социального окружения.
Наряду с этим значительно больше и правильных грамматических форм, усвоенных на предыдущем этапе. Здесь в формировании грамматической правильности речи помогают намечающееся развитие потребности говорить правильно, а также умением мобилизовать свою память, прошлый опыт в ответ на указания воспитателя. Большую роль в этом возрасте играет оценка воспитателем речевой деятельности ребенка, выражение уверенности в его умениях: «Молодец, сказал правильно».
Поэтому, работая по данной проблеме, мы убедились в необходимости точного определения содержания обучения.
В ходе работы над формированием синтаксически правильной речи детей пятого года жизни мы использовали следующие методы и приемы: словесные дидактические игры; специальные упражнения с использованием наглядного материала; специально разработанные занятия; коммуникативные ситуации.
Для средней группы в соответствии с программными задачами мы подобрали дидактические игры, упражнения, а также подбор игрушек, сюжетные и предметные картинки, фланелеграфы, магнитографы, книжки-ширмы для иллюстрирования дидактических рассказов.
Для обучения детей распространению простых предложений и построению сложных служили упражнения типа «Один начинает – другой продолжает». В качестве обучающих приемов использовали свой образец правильно построенного предложения и различные указания.
Упражнения непродолжительны (от 5 до 10 минут). Мы старались проводить их непринужденно, живо, чаще всего в игровой форме, не пользуясь сложной грамматической терминологией. Для того чтобы заинтересовать детей игрой, в предлагаемые фразы включали известные им имена. Например, при составлении предложений с противительным союзом «а» мы предлагали двум детям: «Таня, сядь на стул, а ты, Влад, встань рядом». Затем, обращаясь ко всем, просили составить предложение о том, что делают дети: «Таня сидит, а Влад стоит». Составление предложений связано с играми «Что сначала, что потом?», «Все наоборот», «Где ошибка». При проведении их дети составляли предложения с соединительным союзом «и», и разделительным «или».
Кроме составления простых предложений старались научить детей составлять предложения с однородными членами. Для этого разработали систему упражнений: составление предложений по картинкам; составление предложений по опорным словам; составление предложений по демонстративным действиям.
Так, в дидактическом упражнении «Составь предложение» детям раздали картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала все отвечали на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем мы произносили только начало предложения: «В лесу живут…». И те дети, у которых на картинках изображены звери, должны были продолжить. Впоследствии составление предложений с однородными членами усложнили: ребята учились употреблять обобщающее слово, например: «В лесу поспели ягоды: малина, смородина, клубника»
Мы предлагали детям составить сложные предложения со значением противопоставления: «Сейчас на улице холодно, а летом было тепло».
С такими заданиями при использовании наглядности дети справлялись без особых затруднений.
В дидактическом упражнении «Где ошибка?» давали два сложноподчиненных предложения: одно с правильным содержанием, другое – с искаженным. Дети думают и отвечают, какое из этих предложений правильное и почему. Например: «Прилетели грачи, потому что наступила весна», «Наступила весна, потому что прилетели грачи».
Интересно проходила игра «Телефон». Обязательным правилом в ней было составление каждым ребенком сложного предложения: «Костя сказал, что сегодня хорошая погода», «Миша попросил, чтобы я принесла ему книгу».
Игра эта довольно сложная, но все дети сразу могли подбирать слова и правильно оформить предложение. Лишь после неоднократного повторения ее на занятиях и в свободное время, дети стали справляться с заданием.
На занятии мы работали только над одной синтаксической формой. Для того, чтобы внимание детей не рассеивалось, использовали несколько картинок с простым сюжетом. Одни и те же упражнения, но на разном словесном материале, повторяли на занятиях до полного исчезновения данной ошибки в речи детей.
Знакомство с конструкцией сложносочиненного предложения начинали с рассказывания сказки А. Рыбакова «Два гнома», показывая ее на фланелеграфе. Сначала дети проговаривали только первую часть предложения, затем вторую: «Почему колесо катится? – Потому, что оно круглое», «Почему бабочка летает? – Потому, что у нее есть крылья».
В конце занятия желательно, чтобы дети проговаривали предложение целиком. Усложнением в этой работе было составление предложений путем полных ответов на вопросы воспитателя, требующих подбора новых слов, например: «Почему люди берут зонты?» - «Люди берут зонты, чтобы не вымокнуть под проливным дождем»
Проблемные ситуации – одна из форм обучения синтаксически правильной речи, используемых нами. Такие фольклорные формы, как загадывание и отгадывание загадок, толкование поговорок, чрезвычайно богаты синтаксическими конструкциями и, несомненно, влияют на совершенствование детских высказываний.
Облегчают усвоение структуры предложения коммуникативные ситуации: игры-драматизации; «письменная речь»; устный рассказ, когда разворачивается совместная распределенная деятельность.
Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций, соотнесение слова с движением, с мимикой, жестом, взглядом, многократное восприятие текста – создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи. В средней группе полезно драматизировать, как народные, так и литературные сказки и рассказы, разыгрывать театрализованные представления. Ведь не секрет, что пьеса требует от исполнителей выразительности и произвольности речи.
Чтоб облегчить перенос речевых умений, получаемых в игре, в монологическую связную речь, советуем создавать ситуации устного рассказа. Благоприятна для формирования синтаксической структуры высказываний и так называемая «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение взрослому. Письменная речь – речь контекстная, ее понимание полностью опирается не на ситуацию, а на языковые знаки. При письме замедляется темп речи. Все это создает ребенку такие условия, когда он может более правильно оформлять свои высказывания. Прием этот полезен в ходе индивидуальной работы. Чтобы удержать интерес ребенка, на начальных этапах сочиняли истории совместно, подсказывали начало фразы, развитие сюжета, появление нового персонажа. Руководство в непосредственном общении, разумеется, неформальное. При такой методике совершенствуется связная речь, особенно синтаксическая структура, активизируются как простые предложения, так и сложносочиненные и сложноподчиненные.
Речь ребенка, оставаясь устной по форме, становится письменной по своей функции, только эту функцию выполняет взрослый. Эта ситуация приводит к усложнению синтаксиса, развивает точность речи, оказывает влияние на связность высказывания.
В повседневной жизни мы работали над тем, чтобы научить детей выражать в своей речи временные, целевые и причинные синтаксические отношения. Учили отвечать на вопросы когда? с какой целью? для какой цели? почему? зачем?
Сравнительная диаграмма уровней владения синтаксическими конструкциями
Начало учебного года Конец учебного года
Сравнивая результаты уровня владения синтаксическими конструкциями на начало и конец учебного года можно сделать выводы о результативности разработанных нами методов.
Проведенная нами работа показала, что полноценное формирование синтаксической речи воспитанников детского сада возможно лишь при комплексном подходе, при целенаправленной организации речевых занятий, игр, наблюдений, общения со взрослыми и сверстниками. Задачи формирования структуры предложений в речи должны решаться на таких занятиях в комплексе с развитием других сторон языка ребенка (фонетической, лексической, в комплексе с решением задач развития связной речи.
Литература
Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160с.
Бородич А. М. Методика развития речи : Учеб. пособие для студентов пед. инст. – М. : Просвещение, 1981. – 255с.
Сохин Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. М., 1988. – с. 37 – 45.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 240с.