наталья кулик
Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Работая с детьми, обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развита ручная моторика. Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и рисования, не успевают за сверстниками. Таким образом, у этих детей сужаются возможности освоения мира. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
Создание сенсорного уголка в группе;
Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
НОД;
Совместную и самостоятельную деятельность ребенка
Развлечения, праздники
Дидактические игры
Работа с родителями
Сенсорный уголок группы.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.
Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
.В своей работе использую традиционное и нетрадиционное оборудование.
Работа с тренажерами: разного рода пирамидки,«Разложи по форме».
Я использую дидактические игры: «Шнуровки», «Каждую бусинку на свою ниточку», «Разноцветные колпачки»,«Сенсорный куб».
Наблюдая за играми детей, изучая методическую литературу, я пришла к мысли, что для развития сенсорного опыта детей не всегда нужны дорогие игрушки и пособия. Сенсорные эталоны окружают нас повсюду нужно только внимательно посмотреть и включить воображение. И тогда любые предметы можно использовать в играх, развивая ребенка.
На создание и использование нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры, меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Развивающие тренажеры, которые предлагает Е. В. Полозова не требуют больших финансовых затрат, просты в изготовлении, что не мало важно для нашего времени. Они могут быть использованы в совместной деятельности детей, так и в самостоятельной, а так же могут являться составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. На первом этапе обучения я использовала тренажеры с малым количеством пробок.
Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ.
В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач:
Знакомство с сенсорными эталонами.
Развитие мелкой моторики.
Формирование и активизация словаря ребенка.
Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).
Развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.
Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов.
Игры с прищепками.
Игры с прищепками прекрасно подходят для малышей от 2 лет. Они очень полезны для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь помогает в развитии речи. Развивает творческие способности и логическое мышление.
Игра «Солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон солнышка, прищепки
Ход игры:
Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
"Пальчиковые шаги" — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.
Игра «Помоги муравьишки доползти до муравейника»
Цели: Активизация зрительно- моторной координации.
Ход игры
Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть зигзагообразную линию, затем каждым пальчиком правой руки пройти по дорожке.
Игры с крупами - это весёлое развитие ребёнка.
Игры с сыпучими материалами прекрасно развивают сенсорное восприятие мира, мелкую моторику детских рук. Известным является тот факт, что развитие мелкой моторики рук стимулирует совершенствование таких систем организма, как зрительная, нервная, мышечная и костная. Это становится возможным, благодаря сложным взаимодействиям всех этих систем при выполнении мелких и точных движений, в чем и есть суть мелкой моторики. Кроме того, любые занятия на мелкую моторику благотворно влияют на умственное развитие, а значит и на процесс познания речи, оказывают успокоительный эффект, развивают воображение.
"Накормим цыплят"
Цель: Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.
Описание игры. Предложить детям в отверстия протолкнуть крупу.
Тренажер «Тактильные мешочки»
Предназначены для развития сенсорики, они прекрасно развивает тактильную, кинестетическую чувствительность «рук, а также память и мелкую моторику.
Наполнители тактильных мешочков: мука, крахмал, манка, гречка, рис, чечевица, пшено, горох, фасоль и семена льна, такое сочетание позволяет усложнять обучающий процесс от легкого к сложному.
Мешочки благодаря хорошо подобранным наполнителям отличаются по весу, форме и звучанию. Детям предлагаются следующие задания:
- ощупать пальцами поверхность
- найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую
-ощупывать поверхность и говорить на, что она похожа
Заключение.
Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по – настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.