Приложение МААМ

Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров

наталья кулик
Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров
▼ Скачать + Заказать документы

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров» размещена в разделах

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Работая с детьми, обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развита ручная моторика. Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и рисования, не успевают за сверстниками. Таким образом, у этих детей сужаются возможности освоения мира. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:

Создание сенсорного уголка в группе;

Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;

НОД;

Совместную и самостоятельную деятельность ребенка

Развлечения, праздники

Дидактические игры

Работа с родителями

Сенсорный уголок группы.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

.В своей работе использую традиционное и нетрадиционное оборудование.

Работа с тренажерами: разного рода пирамидки,«Разложи по форме».

Я использую дидактические игры: «Шнуровки», «Каждую бусинку на свою ниточку», «Разноцветные колпачки»,«Сенсорный куб».

Наблюдая за играми детей, изучая методическую литературу, я пришла к мысли, что для развития сенсорного опыта детей не всегда нужны дорогие игрушки и пособия. Сенсорные эталоны окружают нас повсюду нужно только внимательно посмотреть и включить воображение. И тогда любые предметы можно использовать в играх, развивая ребенка.

На создание и использование нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры, меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Развивающие тренажеры, которые предлагает Е. В. Полозова не требуют больших финансовых затрат, просты в изготовлении, что не мало важно для нашего времени. Они могут быть использованы в совместной деятельности детей, так и в самостоятельной, а так же могут являться составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. На первом этапе обучения я использовала тренажеры с малым количеством пробок.

Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ.

В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач:

Знакомство с сенсорными эталонами.

Развитие мелкой моторики.

Формирование и активизация словаря ребенка.

Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).

Развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.

Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов.

Игры с прищепками.

Игры с прищепками прекрасно подходят для малышей от 2 лет. Они очень полезны для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь помогает в развитии речи. Развивает творческие способности и логическое мышление.

Игра «Солнышко»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон солнышка, прищепки

Ход игры:

Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

"Пальчиковые шаги" — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.

Игра «Помоги муравьишки доползти до муравейника»

Цели: Активизация зрительно- моторной координации.

Ход игры

Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть зигзагообразную линию, затем каждым пальчиком правой руки пройти по дорожке.

Игры с крупами - это весёлое развитие ребёнка.

Игры с сыпучими материалами прекрасно развивают сенсорное восприятие мира, мелкую моторику детских рук. Известным является тот факт, что развитие мелкой моторики рук стимулирует совершенствование таких систем организма, как зрительная, нервная, мышечная и костная. Это становится возможным, благодаря сложным взаимодействиям всех этих систем при выполнении мелких и точных движений, в чем и есть суть мелкой моторики. Кроме того, любые занятия на мелкую моторику благотворно влияют на умственное развитие, а значит и на процесс познания речи, оказывают успокоительный эффект, развивают воображение.

"Накормим цыплят"

Цель: Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.

Описание игры. Предложить детям в отверстия протолкнуть крупу.

Тренажер «Тактильные мешочки»

Предназначены для развития сенсорики, они прекрасно развивает тактильную, кинестетическую чувствительность «рук, а также память и мелкую моторику.

Наполнители тактильных мешочков: мука, крахмал, манка, гречка, рис, чечевица, пшено, горох, фасоль и семена льна, такое сочетание позволяет усложнять обучающий процесс от легкого к сложному.

Мешочки благодаря хорошо подобранным наполнителям отличаются по весу, форме и звучанию. Детям предлагаются следующие задания:

- ощупать пальцами поверхность

- найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую

-ощупывать поверхность и говорить на, что она похожа

Заключение.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по – настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Доклад из опыта работы «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников посредством использования мини-музея» Духовно- нравственное воспитание детей формируется на лучших традициях народа, на его ценностях, на том прекрасном, высоком, чем жили наши.

Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр Под сенсорным развитием подразумевается целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов Актуальность опыта Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров
Опубликовано: 22 октября 2017 в 16:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров» (включая файлы) размещена пользователем наталья кулик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД