Лейсан
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные сведения об экологии дети усваивают не вербальным, а наглядным методом. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Существует три уровня ознакомления дошкольников с природой.
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» размещена в разделах
Первый – самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями.
Второй – подразумевает ознакомление детей с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – следственных связей, действующих в природе. Как и первый, второй уровень не теряет своего значения. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.
Третий уровень – все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания.
Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий:
1. Накопление у детей достаточного объема знаний о природе.
2. Появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению.
Непременным условием успешного осуществления экологического воспитания и образования является правильная постановка работы по ознакомлению с природой и формированию естественно – научных представлений.
Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой. Ведущим принципом является научность. Детям необходимо давать только правильные знания.
Ведущими методами экологического образования являются наблюдения, эксперименты и собственно продуктивная деятельность в природе.
Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Что же такое экология? Что она изучает? Воздух, вода и вся другая неживая природа, называется окружающей средой. Экологические системы везде свои – в лесу, в озере, в океане. Взаимодействие растений, животных и окружающей среды изучает наука экология.
Задачи экологии :
1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе; способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Ф. Тютчев писал: «А ведь в природе, как и в человеке, есть душа, в ней свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».
2. Развивать у детей эмоционально – положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм; знакомить с флорой и фауной Республики Татарстан.
3. Формировать у детей элементарное представление о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Какие формы и методы используются в работе экологического воспитания? Это игры, беседы, экскурсии в парк, в краеведческий музей, игры – сказки, инсценирование, праздники, наблюдения на прогулках, в утренние приемы, в вечернее время. В образовательных областях проводятся викторины. В группе есть мини – лаборатория, включающая в себя: лупы, пробирки, песок, полезные ископаемые и т. д.
Концепция нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). Беседы познавательно – эвристического характера, экологические тесты и задачи, аудиозаписи.
По мере возможности от темы, в занятия включаются коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения «Цветок», «Медвежата», «Северный полюс» и многие другие.
Немаловажную роль в формировании экологической культуры играют театрализованные игры и строительные игры. По тематическому содержанию игры делятся на темы «Живая природа» и «Неживая природа». Используются пословицы о лесе «В лес не съездишь, так и дома замерзнешь», «Леса от ветра защищают, урожаю помогают», пальчиковые игры.
Заключение
Концепция экологической культуры следующая : формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы; дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу. Хочется еще раз вспомнить высказывания Я. А. Коменского «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане».
Особое внимание уделяется совместной деятельности взрослого и ребенка.
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологической культуры. Педагог, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.
Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.
Характерными особенностями совместной деятельности являются:
Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.
Я организую свою деятельность так, чтобы реализовать ее мотив – воспитание у дошкольников экологической культуры – и достигаю поставленных задач:
Личный пример взаимодействия человека с природой, гуманное к нему отношение;
Демонстрация способов общения с объектами природы;
Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями;
Умение слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;
Развитие наблюдательности, формирование причинно – следственных связей в природе.
Экологическое воспитание дошкольников согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируется на обще гуманные ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном возрасте фундамент личностной культуры базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.