МААМ-картинки

Формирование счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых технологий

Инна Баринова
Формирование счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье раскрываются способы и средства формирования счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Обосновывается актуальность использования игровых технологий в обучении дошкольников.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности. Игра является основным способом познания окружающего мира в дошкольном возрасте. Игра – самое эффективное средство развития ребёнка. Это одновременно активная и самая доступная форма обучения в данном возрасте [3, с. 17-20].

В. А. Сухомлинскому принадлежат замечательные слова: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

К. Гросс рассматривал игру «как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению».

Ш. А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «…усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития» [1, с. 78-84].

Мы согласны с известным советским психологом А. Н. Леонтьевым, который считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода. Тем более игровая методика является самой приемлемой в организации образовательной деятельности в группах детей с ЗПР. С нашей точки зрения: а) использование игровых методов и приемов в группах детей с ЗПР должно быть систематическим, б) важно учитывать возрастные и психологические особенности детей с особенностями развития, в) необходимо создать методическую базу для организации занятий с использованием игровой методики в группах детей с ЗПР, г) изучить педагогический опыт по данной проблеме, д) организовывать семинары с целью постоянного обновления и расширения методической «копилки» воспитателей по данной проблеме.

Существует множество подходов к классификации игр. Вот некоторые из них.

Игры делятся на самодеятельные, образовательные и воспитательные, народные, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды игр. Самодеятельные: экспериментирование, сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные. Образовательные: обучающие- дидактические и сюжетные. Воспитательные: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные.

Т. Крайг выстраивал следующую классификацию игр, выделяя сенсорные, моторные и ролевые игры и имитации. К сенсорным он относил рассматривание предметов, игры с песком, игры с водой, лепку. К моторным – бег, прыжки, катание с горок, игру-возню. К ролевым играм и имитациям – дочки-матери, повар, врач, учитель.

По классификации О. С. Газмана игры бывают с фиксированными, открытыми правилами и со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые). К первым он относит дидактические, познавательные, подвижные, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко вторым - драматизации, импровизации, на преодоление этапов [2, с. 80-96].

Игры по формированию счётной деятельности относятся к дидактическим, т. е. обучающим. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр. Эти игры могут быть с дидактическими игрушками, настольно-печатными, словесными, псевдосюжетными, а именно: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр [5, с. 29-32].

Формирование счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР в нашем дошкольном учреждении реализуется в соответствии с планированием и содержанием конспектов занятий пособия Морозовой И. А., Пушкарёвой М. А. «Развитие элементарных математических представлений» [4, с. 6]. Разберём, как в соответствии с этим планированием формируется счётная деятельность до пяти.

Тематика занятий распределена помесячно. С сентября по май изучаются следующие темы: «Соотнесение числа и количества. Цифра 1», «Знакомство с образованием и составом числа 2», «Образование числа 3, знакомство с цифрой 3», «Счет в прямом (до 3) и обратном (от 3) порядке», «Образование числа, знакомство с цифрой 4», «Составление числа 4 разными способами», «Цифра 0»; «Повторение образования и состава числа 4», «Образование числа 5, знакомство с цифрой 5», «Порядковый счет до 5», «Практическое знакомство с составом числа 5», «Повторение состава чисел 2 и 3», «Повторение состава числа 4», «Повторение состава числа 5».

Последнее время мы активно используем при формировании счётных умений сказки, которые придумываем сами. Вот примеры некоторых из них.

Сказка 1.

В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь. И было у него три доченьки: Василиса, Варвара и Олеся. Царь любил дочерям задавать задачи. Если они отвечали правильно, то получали подарки. Старшая царевна Василиса любила игрушки, средняя царевна Варвара – сладости, а младшая Олеся любила цветы и животных. Однажды вечером царь сказал: «Я привёз из дальних стран много разных подарков. Кто из моих дочек правильно решит задачки – тот и получит подарки».

Задача №1 для старшей царевны: На полке с игрушками сидят 2 мишки и 3 куклы. Сколько всего игрушек на полке?

Задача №2 для средней царевны: Перед тобой мешочек со сладостями. В нём лежат 2 шоколадки. Я тебе привёз ещё 2. Сколько всего у тебя будет шоколадок?

Задача № 3 для младшей царевны: У тебя было 5 котят, а 2 убежали. Сколько осталось котят?»

Все царевны решили свои задачи правильно, и царь подарил старшей царевне куклу, средней царевне конфеты, а младшей царевне весёлого щенка.

Вот тебе сказка, а мне кринка масла.

Сказка 2.

У котёнка по имени Гав был друг – весёлый щенок Цап. Котёнок любил угощать своего друга печеньем. Печенье всегда состояло из фруктов, орехов и злаков. Щенок грыз печенье и пытался угадать из чего его испекли.

Изюм, миндаль и рис. – предположил Цап.

Нет, таким печеньем, я угощал тебя вчера.

Вишня, арахис и овес, снова угадывает Цап.

Нет, такое печенье было позавчера.

А из чего же сегодня печенье? спросил Цап.

Сегодня из сливы, фундука и риса.

Сколько продуктов всегда входят в состав печенья? Перечислите фрукты, которые входили в состав печенья. Сколько видов фруктов вы перечислили? Назовите орехи, которые использовали при выпечке печенья. Сколько видов орехов вы назвали?

Сказка 3.

Эта история случилась перед Новым Годом. Наша семья состоит из бабушки, мамы, папы, сестры Маши и меня – Саши. Вы успели посчитать, сколько человек в нашей семье? Все активно готовились к празднику. Папа принёс пушистую, зелёную ёлку. На ней был красивый конверт. Открыв конверт, мы поняли, что это послание из далёкой Лапландии, где живёт Дед Мороз. Это письмо было с заданиями. Дед Мороз просил украсить ёлку. Мама, бабушка, сестра Маша и я должны были повесить на ёлку по одному шару, а папа – должен был водрузить на верхушку звезду. А вы успели сосчитать, сколько всего игрушек надо было развесить на ёлке? А когда наступил Новый год, мы увидели под ёлкой подарки от Деда Мороза, значит, мы правильно выполнили его просьбу. Папе Дед Мороз подарил часы, маме – сумочку, сестре Маше – куклу, бабушке – шарф, а мне – ролики. А вы успели посчитать, сколько подарков принёс нам Дед Мороз?

Игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка [6, с. 42-52]. Игровая деятельность является закономерной и необходимой для детей дошкольного возраста, особенно в группах детей с ЗПР.

Список источников

1. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети!/ Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 1998. – 208 с.

2. Газман, О. С. В школу с игрой. / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с.

3. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. / И. С. Гринченко. – М., 2002. – С. 17-20.

4. Морозова, И. А., Пушкарева, М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. / И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 136 с.

5. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е. И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 1976. – 128 с.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых технологий
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 09:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Инна Баринова (УИ 3507666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД