Берковская Наталья Владимировна
Формирование саморегуляции у младших школьников в рамках регулятивных УУД
▼ Скачать + Заказать документы
Саморегуляция младших школьников формируется в рамках регулятивных УУД.
Федеральной государственной образовательный стандарт [33] определяет универсальные учебные действия (УУД, как систему учебных действий ученика, которые он освоил на базе предметного содержания, применяемых как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях (способность использовать приобретенный опыт в любой деятельности – выход за рамки урока, умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Публикация «Формирование саморегуляции у младших школьников в рамках регулятивных УУД» размещена в разделах
Ю. П. Прокудин [31, с. 32], считает, что формирование универсальных учебных действий определяются следующими положениями:
формирование универсальных учебных действий является целью образовательного процесса и определяется его содержанием и организацией;
формирование универсальных учебных действий происходит при усвоение различных предметных дисциплин;
свойства и качество универсальных учебных действий определяют эффективность усвоения знаний и умений учащегося;
функции, содержание и виды универсальных учебных действий должно быть основой построения учебно-воспитательного процесса;
содержание образования, методы и формы обучения должны учитывать цель формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Успешность развития УУД зависит главным образом от способа их формирования.
С. П. Ожигина [29, с. 27] термин «универсальные учебные действия» в широком смысле трактует, как способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного сознательного присвоения нового социального опыта.
По мнению А. Г. Асмолова [12], универсальные учебные действия являются целостной системой, которая обуславливает происхождение и развитие каждого вида учебного действия и определяет его отношение с другими учебными действиями и с общей логикой возрастного развития. Происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий происходит в результате развития коммуникации при общении ребенка и социального (учитель) и близкого (родители) взрослым и сверстниками. Это общение и саморегуляция формируют у ребенка способности к регулированию своей деятельности. Оценки окружающих, в первую очередь оценок близких взрослых, формируют его представления о себе и своих возможностях, при этом формируется его самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция, как результат самоопределения. Из этого общения формируются познавательные действия ребенка.
Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфере ребенка.