Берковская Наталья Владимировна
Формирование саморегуляции у младших школьников в рамках регулятивных УУД (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управлять свою познавательную и учебную деятельность посредством. Регулятивные УУД – «это обеспечение организации учащимися своей познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения».
В состав этих умений входят следующие виды деятельности:
– целеполагание;
– планирование;
– прогнозирование;
– контроль;
– коррекция;
– оценка;
– саморегуляция.
Публикация «Формирование саморегуляции у младших школьников в рамках регулятивных УУД (продолжение)» размещена в разделах
По вышеперечисленным критериям можно проанализировать уровень и особенности развития регулятивных универсальных учебных действий школьников на разных этапах обучения. Учебные задачи, которые предлагаются детям в школе могут выступать диагностическим материалом. Выбираемый материал должен быть типичным для программы начальной школы, то есть задания должны соответствовать обычным заданиям, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках, и быть доступными для них при среднем и высоком уровне усвоения общей программы по предмету.
По мнению В. В. Гузеева [14], саморегуляция обеспечивает возможность управлять своей познавательной и учебной деятельности посредством: постановки цели; планирования; контроля; коррекции своих действий; оценки успешности усвоения. Формирование саморегуляции в младшем школьном возрасте способствует становлению ребенка как субъекта учения, превращает его в учащегося, который может самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
А. Г. Асмолов [3] считает, что саморегуляция – это способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Согласно П. Я. Гальперину развитие саморегуляции связано с формированием произвольности поведения школьника. Это обеспечивает возможность осуществлять контроль, коррекцию, а главное, планировать деятельность. К показателям развития регулятивных способностей он относит структурно-функциональный анализ деятельности, в которую включается ориентировочная, контрольная и исполнительная части действия. В ориентировочной части учащийся проводит анализ образца. В контрольной части проводится сравнение плана с самой работой, а в исполнительной части анализируются результаты деятельности.
А. А. Васильева [10] отмечает, что саморегуляция своих действий определяется стратегическими подходами. Если не будут разработаны саморегулируемые стратегии добровольного действия, такие как постановка целей, моделирование, планирование и самоконтроль, ребенок неправильно воспринимает действительность. Анализируя его деятельность, можно отметить следующие важные элементы: мотивация, цель, план. В этом случае ребенок может рассмотреть цель действия и сформулировать проблему, определить ее решение, спрогнозировать ее план, выбрать пути ее достижения и проверить результаты. Ребенок должен научиться преодолевать трудности и решать проблемы. Чтобы развить эти поведенческие навыки саморегуляции, детям нужны такие функции, как контроль внимания, что, конечно, является основной проблемой синдрома дефицита внимания и гиперактивности.