Ледовская Нина
Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа
▼ Скачать + Заказать документы
Проблему становления самосознания и самооценки личности можно считать одной из самых значительных и актуальных тем в психологии. В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных самосознанию, самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Темочки
Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.
Актуальность. Место самооценки в формировании личности, принятию ею опыта в обществе и признание личного места в системе социальных отношений изучалась во многих исследованиях. Была точно установлена зависимость характера самооценки с разными видами общения и деятельности детей, показаны пути ее развития. По итогам многих исследования доказано, что самооценка, являясь важным звеном потребностно – мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.
Изучая различные литературные источники, мы поняли, что большинство исследований по теме развития самооценки касается детей школьного возраста.
Развитиию и формированию самооценки детей дошкольного возраста отведено гораздо меньше исследований. Этой темой занимались Л. И. Божович, Р. Бернс, О. А. Белоборыкина, М. И. Лисина, А. И. Сильвестру, Е. Е. Кравцова, Т. А. Репина, Г. А. Урунтаева и другие. Труды выше перечисленных ученых рассматривают этапы развития самооценки дошкольников всех возрастов, а также описывают влияние общения с ровесниками и взрослыми. Согласно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.
В системе дошкольного образования наблюдается чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка. Технологизация современного общества привела к тому, что у дошкольников недоразвиты эмоциональная и коммуникативные сферы. Особую актуальность приобретает вопрос о том, как ребенок воспринимает и оценивает самого себя, как к себе относится. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. У детей дошкольного возраста повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, что является одним из важных и необходимых условий подготовки его к школьному обучению. Именно поэтому формирование адекватной самооценки становится столь актуальной темой.
Для проведения диагностического обследования были подобраны следующие методики:
1. Методика «Лесенка», в модификации Марцинковской Татьяны Давидовны;
2. Методика «Какой я?» Роберта Семеновича Немова;
3. Методика Щур Веры Григорьевны по определению своего места среди всех детей
Цель коррекционно-развивающей работы : формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения;
- развивать способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями;
- помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Основные методические приемы, используемые при проведении коррекционных мероприятий :
- Релаксация;
- Тренинги;
- Психологические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций;
- Импровизации;
- Игры: сюжетно-ролевые, настольные, словесные, подвижные, игры с правилами, коммуникативные игры;
- Психомышечные тренировки;
- Беседы.
Содержание коррекционно-развивающей работы :
- рекомендации родителям;
- рекомендации педагогам;
- цикл коррекционно-развивающих занятий (4 занятия с родителями, 8занятий с детьми);
- игры и упражнения на формирование адекватной самооценки вне занятий.