Ольга Марченко
Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Марченко Ольга
МКДОУ № 196 «Подснежник»
Родительское собрание во второй младшей группе
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Темочки:
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Тема собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: раскрыть значение речи в развитии ребёнка.
Задачи:
Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей.
Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего возраста.
Познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком.
На экране слова великих людей о значении языка.
«Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры. (Ф. М. Достоевский)
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний»
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого - это и успешное обучение в школе, качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни.
Значимость речи для дошкольника также огромна. Это и общение с взрослыми, и получение информации, овладение нормами поведения, приобщение к игровой деятельности.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Чему должны мы вместе с вами учить ребёнка?
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование звуковой культуры речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Обогащение словарного запаса.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Взрослый сам должен замечать и любоваться природными явлениями. Удивитесь чему – либо, восхититесь чем – то, выходя из детского сад, опишите этот предмет или явление.
Если вы будете делать это каждый день. То вскоре ребёнок тоже начнёт восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами.
Поиграйте с ними в экологические игры: «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» "Узнайте по описанию" «Найди, что назову», «Найди, о чём расскажу», «В зимней столовой»
Подберите эпитеты к словам:
Ёлочка (зелёная, пушистая, колючая)
Солнышко (яркое, лучистое, золотистое)
Загадайте загадку и найти отгадку. Поищите приметы времени года.
Формирование звуковой культуры речи.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Упражнение «Подуем на пушинку»
Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки (повтор 5-6 раз.)
«Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы»).
Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)
Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
Артикуляционная гимнастика
«Рыбка шевелит губами» Смыкать и размыкать губы.
«Улыбка» Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10).
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Чистоговорки:
Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду".
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
В развитии речи актуальны не только артикуляционная гимнастика, и упражнения, но и пальчиковые игры, так как они активно помогают развивать речь ребёнка. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие в развитии речи детей. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
(Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Стоит в поле теремок,
На двери висит замок,
А открыть его не смог.
Повертел, покрутил
И открыл.
Формирование грамматического строя речи.
Если Ваш ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом, (например, мальчик говорит – «я пошла», девочка-«я поел», «зелёная яблоко», то Вам поможет грамматическая игра «Загадки». Эту игру можно использовать везде. В магазине «жёлтЫЙ длиннЫЙ – это банан или яблоко?». На прогулке «белЫЙ искристЫЙ» –это снег или земля. В транспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?». Во время одевания рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов: «КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)». «Отгадай!». «КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платье)». «КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка). В такой игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Это значит, что всегда надо использовать предметные и сюжетные картинки для запоминания детьми нужных сов.
Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы, которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
- Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (колобок)
Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Однажды… Вдруг… Один раз …. Бегемот спросил… Тогда… И все звери решили…» и т. д. Через несколько месяцев такого сочинения, Вы заметите, что малыш стал самостоятельно употреблять слова - связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
В общении с детьми чаще употребляйте обобщающие слова – понятия (одежда, обувь, посуда, мебель и т. п.).
Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и затем уже отражал в речи свои мысли
Помогайте ребёнку, используя наводящие вопросы (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал?
точно называйте все предметы и действия в своей речи
очень полезно вслух при малыше комментировать, объяснять свои действия.
чаще спрашивайте ребенка о его переживаниях, его планах, просите рассказать что-либо
малышу очень нужно общение со сверстниками, и лучше, в свободной игре.
если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку.
Обязательно читайте детям книги, рассказывайте и сочиняйте сказки.