Алексей Кассихин
Формирование психологической базы речи средствами и методами физкультуры и спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Тяжелые нарушения речи (ТНР) у детей дошкольного возраста является наиболее распространенной патологией. Речевые нарушения напрямую взаимосвязаны не только с психофизическим развитием детей, но и с нарушением у них двигательной сферы. В специализированных группах образовательный процесс проходит на основе «Парциальной программы физического развития в группе для детей с ТНР» Ю. А Кирилловой. Однако, одним из важнейших условий улучшения речевых возможностей у детей с ТНР является формирование психологической базы речи. В первую очередь это познавательная сфера, включающая такие понятия как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Наиболее нарушенным у детей с ТНР считается слуховое восприятие: причем перспектива его развития зависит от эффективности зрительного и осязательного восприятия. Поэтому, в образовательную деятельность по физическому развитию детей необходимо включать упражнения и игры на совершенствование двигательного, тактильного, зрительного, а затем – слухового анализатора.
Публикация «Формирование психологической базы речи средствами и методами физкультуры и спорта» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для решения поставленных задач в образовательную деятельность по физическому развитию детей с ТНР включаем игры на развитие пространственной ориентировки и координацию движений. Игры можно использовать как в диагностических, таки в коррекционных целях.
Вот некоторые примеры.
Игра «Часы»
Цель: развитие ориентировки в пространстве и координации движений.
Описание: на площадке (в зале) рисуем циферблат часов диаметром 1 – 1,5м. Играющие по очереди входят в центр циферблата и встают лицом в сторону цифры 12. Воспитатель называет определенный час, например 6ч. Ребенок должен совершить прыжок вокруг своей оси по часовой стрелке и повернуться лицом к числу 6. Определяется точность приземления. Играющим дают 3-4 попытки, изменяя задание. Если дети еще не определяют время, вместо цифр можно поставить цветные кружочки, буквы, игрушки.
Игра «Поворот в круге»
Цель: развитие ориентировки в пространстве и координации движений
Описание: на площадке (в зале) рисуем круг диаметром 1 – 1,5м и разбиваем его на сектора по 30 градусов. Играющий выходит центр круга и впрыжке старается сделать наибольший разворот вокруг своей оси. Побеждает тот, кто сделает поворот на большее количество градусов.
Помимо пространственной ориентировке в работу по формированию психологической базы речи необходимо становится совершенствование памяти на координацию и последовательность движений, т. е. двигательной памяти.
Для реализации поставленной цели можно использовать комплексы упражнений. При этот обращать внимание на точность воспроизведения в памяти технических приемов. Педагог показывает последовательность движений на координацию, затем дети воспроизводят всю серию. Количество движений в серии зависит от уровня двигательной памяти детей можно начать с трех элементов и постепенно увеличивать их количество в серии. Эффективным средством для развития памяти являются игры.
Игра «Испорченный телефон»
Цель: развитие восприятия и памяти
Описание: в группе выбирается один водящий. Все дети встают в колону спиной к водящему. Водящий придумывает движение, просит повернуться первого из колонн и показывает ему движение или фигуру. Дети по очереди поворачиваются и передают друг другу движение или фигуру. Последний участник подходит к водящему. Они сравнивают движения или фигуру.
Игра «Круть - верть»
Цель: развитие моторно – слуховой памяти
Описание: педагог показывает движение, состоящее из 3-4 действий. Дети сначала повторяют движения в том порядке, в котором показал педагог, а потом в обратном.
Игра «Слушай и исполняй!»
Цель: развитие внимания и памяти
Описание: педагог называет несколько действий, но при этом не демонстрирует их. Затем дети повторяют указанные действия в той последовательности, в которой они были перечислены педагогом.
Например.
Задание 1. Повернуться налево, присесть, встать
Задание 2. Поднять правую рукувверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Игра «Что изменилось в строю?»
Цель: развитие внимания и памяти.
Описание: дети находятся в шеренге по стойке вольно. Выбирается водящий. Ему предоставляется 30сек. Для того, чтобы он изучил как стоят дети. Затем он отворачивается. Дети меняются местами или меняют дистанцию, положение рук, головы. Водящий поворачивается и определяет, что изменилось.
Для полноценной мыслительной деятельности детей с ТНР можно моделировать проблемные ситуации. С этой точки зрения эффективными являются задания на межпредметные связи. Предлагаются игры на закрепление материала по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте и развитию речи.
Игра «Мишень»
Цель: закрепление пройденного материала. Совершенствование навыка владения мячом.
Описание: дети стоят по кругу или в шеренге. Педагог бросает мяч ребёнку и просит выполнить какое – либо задание на закрепление пройденного материала по тетради взаимодействия с учителем – логопедом или воспитателем группы (определить первый звук в слове, назвать домашнее животное, к названному числу прибавить 1 и назвать ответ и т. д). Если ребёнок хорошо ловит/бросает обратно мяч и правильно отвечает на вопрос, то он делает шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели. Выигрывают те, кто вперед доберётся до цели
Игра «Срочный вызов»
Цель: закрепление пройденного материала. Развитие быстроты.
Описание: дети делятся на две команды. Каждому ребёнку в команде раздаются карточки либо с буквами, либо с цифрами или с картинками по лексической теме. Второй команде дублируются эти же карточки. Педагог просит выполнить задание (отгадать загадку, определить количество звуков в слове или слогов, решить задачу). Ребёнок, у которого есть карточка с правильным ответом, бежит к педагогу.
Для формирования произвольного слухового внимания у детей с речевой патологией в образовательную деятельность по физическому развитию используются игры «Группа, смирно!», «Сигнал», «Тонкий слух», «Пишущая машинка».
Игра «Группа, смирно!»
Цель: развитие произвольного слухового внимания.
Описание: педагог подает любые строевые команды, которые выполняются только в том случае, если произнесенная команда не предварялась словом «группа».
Игра «Сигнал»
Цель: развитие произвольного слухового внимания.
Описание: педагог подает звуковой сигнал или разными предметами или одним предметом, но по-разному. В зависимости от способа подачи сигнала или от количества повторений дети выполняют то или иное достаточно простое задание: бегут, идут в полуприсяде, останавливаются и т. д.
Игра «Тонкий слух»
Цель: развитие произвольного слухового внимания.
Описание: педагог подает звуковой сигнал колокольчиками, свистками или погремушками разной тональности. Дети выполняют на разныесигналы определенные действия.
Игра «Пишущая машинка»
Цель: развитие произвольного слухового снимания, закрепление навыков чтения.
Описание: каждому ребенку дается одна пройденная буква. Педагог показывает карточку, на которой написано слово и произносит его. Затем дети, у которых есть буквы из этого слова, хлопают в ладоши в той последовательности, в какой их буквы стоят в слове.
Таким образом, формируя психологическую базу речи средствами физической культуры и спорта, следует учитывать структуру и тяжесть проявления дефекта у детей с ТНР и этапы коррекционной работы с учётом зоны ближайшего развития.
Список литературы:
.
1. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, обучение в разновозрастных группах. ФГОС / Л. Н. Волошина. - М. : Вентана-Граф, 2015.
2. Волошина, Л. Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л. Н. Волошина. - М. : Учитель, 2013.
3. Кириллова, Ю. А. Парциальная программа физического развития в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет:СПб. : Детство-Пресс, 2017.