Захарова Тамара
Формирование психологических границ в ходе сопровождения и профориентации воспитанников интернатных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование психологических границ, как психолого-педагогическое сопровождение в работе по профориентации и формированию жизненных планов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
[/h3]
В моменты наибольшей полноты жизни, значимых переживаний психологические границы человека расширяются, помогают выйти в иное измерение (Марцинковская Т. Д., 2008).
Публикация «Формирование психологических границ в ходе сопровождения и профориентации воспитанников интернатных учреждений» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Разработкой программ трудового воспитания и профессионального самоопределения занимаются многие детские дома, социально-реабилитационные центры, школы-интернаты. Социальной реабилитацией и профессиональным самоопределением воспитанников мы начали заниматься в детском доме далеко не с нуля. Работа по подготовке успешного, готового к интеграции в социум выпускника, ведется на протяжении 20 лет. Ее основу составляет Программа трудового воспитания и начальной профессиональной подготовки воспитанников. Опыт реализации данной Программы был представлен в работе Международной выставки – ярмарки в рамках «Образовательного форума -2017», в номинации «Инновации в образовании».
Организация самоопределения воспитанника учреждения интернатного воспитания происходит в условиях рассроченного воспроизведения, т. е. формируемые в учреждении навыки будут необходимы только через какое-то время (повара–приготовят, прачечная-постирает, воспитатель-разбудит, кладовшик-выдаст одежду). Это составляет дополнительную проблему в решении задач профессионального самоопределения воспитанников. Поэтому очень важно еще в детском доме создать условия, где эти навыки будут отрабатываться и применяться ежедневно, с постоянным понижением степени контроля со стороны взрослых.
К сожалению, большинство воспитанников не имеют четкого представления ни о содержании дальнейшего, выбранного ими образования, ни о специфике работы по специальности в будущем. Для многих из них основными мотивами при выборе профессии являются материальные аспекты, и только лишь для малой части осознанные мотивы, основывающиеся в первую очередь на интересе и возможности саморазвития в процессе работы. Большинство рассчитывают на быстрый результат, и каким-то чудодейственным образом на решение любых проблем («у меня будет дорогая машина», «я буду жить в двухэтажном особняке»).
Наряду с общепринятыми трудностями, с которыми сталкиваются несовершеннолетние, проживающие в неблагополучных семьях, где зачастую родители сознательно не работают, изначально формируется искаженное представление о профессиональном труде человека, его необходимости и значимости в жизни.
Программа по трудовому воспитанию и профориентации «Я выбираю», о которой говорилось выше, состоит из нескольких блоков: воспитательный, медицинский блок, психологический, социально-правовой. Стартовые позиции профориентации воспитанников определяются уровнем их психического, физического здоровья, а также уровнем образованности. Занимаясь большей частью реализацией психологического блока, приоритетная задача в этом направлении – это восстановление психического здоровья. Прежде всего, хочется отметить важность состояния и «цену» такой составляющей психологического здоровья, как состояние психологических границ. Психологические границы характеризуются следующими показателями: самодостаточность, умение выразить и отстоять свое мнение, гибкость и адаптивность поведения и пр. Каждый человек имеет собственные психологические границы, которые определяют его отношения с миром. Границы личности определяют диапазон и силу собственных действий, а также восприимчивость к действиям окружающей действительности. Трудно возразить, что формирование личностных границ важный компонент для социализации воспитанника и его профессионального определения. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как правило, имеют нарушения в ощущении собственных границ, а так же не чувствуют и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности. В своей работе мы встречались с детьми, пережившими насилие, у которых наблюдались нарушения физических границ. Когда стерты границы своего тела, что оно отделяет нас от внешнего мира, что человек знает, кто, где, когда и каким образом может к нему прикасаться. Намного чаще страдает не физическая граница нашего личного «государства», а более тонкая — психологическая.
Психологи выделяют три типа границ в отношениях :
- размытые границы - нет осознания своих желаний, потребностей, стремлений, желания партнера воспринимаются как собственные, при этом собственные стремления отодвигаются на второй план;
- непроницаемые границы - здесь мы имеем дело с «ограниченной», закрытой личностью, которая настолько усвоила устоявшиеся собственные приоритеты, что не признает никакого вторжения в себя;
- здоровые границы - уважительное отношение к мнению другого человека, определение правильных решений, принятие чужого мировоззрение и анализ своего, но при этом оставаться собой.
Границы не передаются по наследству, их надо формировать.
Для этого с детства каждому из нас надо усвоить, что в жизни существуют ограничения. Процесс формирования границ длится всю жизнь, однако именно в детстве закладывается их фундамент, когда формируется характер ребенка. К сожалению, часто бывает так, что особенности воспитания не оставляют ребенку права на то, чтобы ощущать себя отдельной личностью и соответственно исследовать и устанавливать свои границы. Что делать? Возникает закономерный вопрос: как установить границы, определить, что можно позволить другим, а что нет? Для того чтобы понять, что можно позволить другим, сначала необходимо осознать себя или, говоря научным языком, сформировать адекватную «Я - Концепция». Этот процесс можно сравнить с формированием государства : пока вождь племени считает, что его территория заканчивается «у дерева, за которым заходит солнце», не может существовать цельного народа, города, страны.
Нами разработан комплекс психолого-педагогических занятий с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации «Грани…» Как мы начинаем работу по установлению собственных границ. Фундаментом этой работы становится ключевая идея: «Я, и только Я, могу управлять своей жизнью, и только мне она принадлежит мое будущее!»
На занятиях участники получают возможность задуматься о существовании проблемы (и последствий) нарушения личных границ, проанализировать свое поведение, а также наметить для себя «точки роста» в создании гибких гармоничных от ношений с окружающими.
Цель первых занятия - побуждения к активности, понимания смысла психологических границ «Я», на первом этапе происходит совместная работа с педагогом-психологом по определению собственных границ воспитанников (его «Я» и «не-Я»). Далее происходит анализ деятельности: что он делает, потому что это надо ему, а что делает, потому что это надо кому-то, какие действия не способствуют его правильной успешности, развитию его для будущего. Добиться понимания смысла феномена психологических границ можно с помощью следующего упражнения: «Карта моей жизни». Участникам дается инструкция: «Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – это страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – часть суши или реки, которой вы пользуетесь совместно. Кому-то вы разрешаете пересекать границы вашего государства всегда, вы им рады, кому-то устраиваете визовый режим. Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять? А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли?». Далее занятия направлены на понимание, что является нарушением границ личного «государства» и какие возникают проблемы и трудности при нарушении самим ребенком этих границ. С этой целью проводятся занятия группы «Если нарушитель – вы», «Нарушитель у границ», «Нарушитель у другого государства», «Личные границы : взгляд с обеих сторон». Дальше проводится работа по формированию умения ставить и удерживать собственные границы и границы соседей, умению налаживать гармоничные взаимоотношения. С участниками проводятся занятия: «Преображаем границы», «Успех государства», «Все флаги к нам». В заключение вновь проводится занятие «Моя карта жизни», «Встреча через 10 лет». Надо отметить, что в ходе реализации программы параллельно ведется целенаправленная воспитательная работа по формированию профессионального самоопределения. В ход занятий интегрированы профигры, упражнения, направленные на развитие профессионально важных качеств, на развитие коммуникативных навыков и умений. Работа над установлением и коррекцией психологический границ позволила обосновать выбор предметов воспитанникам на итоговую аттестацию, профиля обучения, Главный результат работы: изменилось отношение воспитанников к различным аспектам профессионального и карьерного планирования. Появилась уверенность в успехе, отношение воспитанников к окружающим стало более ответственным, как это бывает у людей добрых и сильных духом, отмечается более зрелая жизненная позиция. Преобразовалась система представлений о себе (какой Я, что во мне хорошо и что плохо, какими качествами Я обладаю, и т. д., потребности, желания, стремления, цели и представление о способах их достижения стали реальными. Таким образом, разработанная и апробированная методика формирования психологических границ является перспективным направлением психолого-педагогического сопровождения в работе по профориентации и формированию жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература
1. Марцинковскаяя, Т. Д. Психологические границы : история и современное состояние / Т. Д. Марцинковская // Мир психологии. — 2008. — №3.
2. Польстер, И. Интегрированная гештальт-терапия / И. Польстер, М. Польстер. М. : КЛАСС, 2003. — 326 с.
3. Робин Ж. М. Экологическая ниша / Ж. М. Робин // Сборник материалов Московского Гештальт института. Минск, 1995. — С. 10–31.
4. Малейчук, Г. Использование феномена "границы Я" для диагностики уровней организации личности Электронный ресурс. / Г. Малейчук. Режим доступа.
5. Нартова-Бочавер С. К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. N 1.
6. Эльконин Б. Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред. -сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.