Наталья Каркозова
Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование естественно – научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»
Воспитатель : Каркозова Н. А.
Средняя группа № 3
МБДОУ д/с «Улыбка»
2017 – 2018 учебный год
с. Песчанокопское
2017 г.
Содержание
Актуальность
Констатирующий эксперимент (часть1)
Формирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент (часть 2)
Психолого – педагогические выводы
- Теоретическое обоснование (научное обоснование)
Публикация «Исследовательский проект „Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы
Приложение
Список литературы
• Актуальность:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, в них заложена жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Моя задача - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь, приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. В свете чего я решила активизировать в группе экспериментальную деятельность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, потому что постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и т. п. Необходимость объяснить увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Кроме того, детская экспериментальная деятельность позволит мне работать над формированием таких исследовательских умений, как: ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные варианты решения, исследовать предметы и явления окружающего мира, сравнивать, делать выводы.
• Проблема:
Проведя в начале учебного года констатирующий эксперимент, мною было выявлено, что не все дети умеют объяснить увиденное и выстроить закономерность, в силу своих возрастных особенностей – не знакомы с таким методом получения знаний, как исследование предмета.
• Цель:
Формирование естественно – научных представлений у воспитанников через организацию экспериментальной деятельности.
• Задачи:
- учить детей использовать опыт практической деятельности для получения новых знаний и установления закономерностей;
- учить детей сопоставлять факты и выводы из своих рассуждений;
- выявить условия внешней среды, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло);
- систематизировать знания о циклах развития всех растений;
- формировать элементарные экологические представления о песке, глине, бумаге, камнях; их свойствах;
- дать навыки определения веса предметов лёгкий (легкий/тяжёлый); представление о том, что их плавучесть зависит от формы и тяжести;
- знакомить со свойствами воды, воздуха;
- способствовать развитию первоначальных навыков связной доказательной речи дошкольников;
- способствовать развитию личностных качеств (умения сотрудничать друг с другом, отстаивать свою точку зрения).
• Гипотеза: дети научатся узнавать новое об объекте, его свойствах, качествах через непосредственное его исследование; начнет формироваться доказательная речь детей, что послужит положительным началом для умения составлять рассказы-рассуждения, детский коллектив станет более сплочённый.
Констатирующий эксперимент (часть 1)
Вопросы:
1. Какие условия необходимы для роста растений?
2. Как влияет свет на рост растений?
3. Когда растениям дышится легче?
4. Как определить легкий предмет или тяжелый?
5. Какие предметы тонут в воде, какие плавают?
6. Если мы не знаем ответа на предложенные вопросы, как мы можем узнать ответ? Что на поможет?
№ п/п Список воспитанников Вопросы
1 2 3 4 5 6
Как влияет свет на рост растений? Когда растениям дышится легче? Какие условия необходимы для роста растений? Как определить легкий предмет или тяжелый? Какие предметы тонут в воде, какие плавают? Если мы не знаем ответа на предложенные вопросы, как мы можем узнать ответ? Что нам поможет?
1 - - - - - -
2 + + - - - -
3 + + - - - -
4 + + - - - -
5 - - - - - -
6 - - - - - -
7 - - - - - -
8 + + - - - -
9 - - - - - -
10 + + - - - -
11 - - - - - -
12 + - - - - -
13 - -
14 - - -
Выводы: проведя небольшое обследование детей, я увидела, что не все могут ответить на поставленные вопросы и что ответы на них ребята не могут получить через опытную (экспериментальную деятельность).
В связи с чем, я поставила перед собой задачи не только по ознакомлению детей с теми или иными природными объектами, их свойствами, закономерностями, но и с методами получения этих знаний, составив перспективное планирование по организации данной работы. Достижения поставленных задач мы вместе с детьми будем добиваться в различных видах детской деятельности, но в основном – в экспериментальной, активировав работу в центе экспериментирования.
Перспективное планирование
по «Формированию естественно – научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»
Содержание
Эксперименты Чтение художественной литературы Оборудование, необходимое для эксперимента. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
Сентябрь
«Вода не имеет вкуса» Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Стаканчики с водой, соль, сахар.
Схема: вода не имеет вкуса
«Какого цвета вода?». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Стаканчики с водой, цветная гуашь, чай, кофе.
Схема: вода - бесцветная
«Есть ли форма у воды?». Чтение сказки С. Прокофьева «Про серую тучку» Вода, емкости разной формы.
Схема: вода не имеет формы
Октябрь
«Пар – это тоже вода» Чтение экологической сказки «Почему идет дождь? Е. Ульевой Кружка с кипятком, стекло.
Иллюстрация «Превращение воды в пар»
«Как вытолкнуть воду?» Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.
Рисунок: как вытолкнуть воду
«Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука) Сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.
Схема: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются
«Сухой песок сыплется» Емкости с песком, поднос. Иллюстрации по использованию человеком песка, песочные часы, воронка
Ноябрь
«Мокрый песок принимает любую нужную форму» Емкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос, формочки. Иллюстрации песочных построек
«Выявление свойств глины, как сделать глину мягкой». Чтение сказки О. Хаксли «Глиняный парень» Сухая глина, вода, стеки, салфетки, фартуки.
Альбом глиняных поделок (посуда, игрушки и пр.)
«Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо» Емкости с песком и глиной, сито, стакан с водой, две воронки, вата Сито, лупа
«Легкий – тяжелый» Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, поролона; емкость с водой, емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик. Весы, коллекции деревянных, пластмассовых, поролоновых и др. предметов
Декабрь
«Плавает или тонет?» «Сказка о камешке» Емкость с водой, сундучок с мелкими предметами из разных материалов: камешки, шарики, перышки, палочки…
Картинка: легкие предметы держатся на воде, а тяжелые тонут
«Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду». Чтение р. н. с. «Заюшкина избушка» Емкость с водой, формочки для заморозки воды.
Схема: состояние воды
«Обследование камней: размер, вес, цвет» Камни разных размеров, формы, цвета, лупа.
Коллекция видов камней.
«Исследование свойств бумаги и картона: разрезание, намокание, разрывание» Бумага и картон, ножницы, емкость с водой, лупа.
Отображение свойств бумаги- разрывание, разрезание (картинки). Коллекция «Виды бумаги»
Пособие «Применение бумаги»
Январь
«Снег и его свойства». Чтение р. н. с. «Снегурочка» Блюдца со снегом.
Схемы – рисунки: свойства снега
«Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду». Емкость с водой, формочки для заморозки воды.
Схема: превращение воды в лед (обратный процесс)
Февраль
«Круговорот воды в природе» «Путешествие капельки» (экологическая сказка) Термос с кипятком, зеркальце, глобус; картинки: солнышко, капельки, тучка, фланелеграф.
Схема: круговорот воды в природе
«Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твердость» «Из чего делают книги?» Е. Ульева Деревянные бруски, вата, емкости с водой, лупа.
Схема: свойства дерева
Коллекция: предметы из дерева
«Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить» Канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, емкость с водой.
Схема: свойства металла
Коллекция металлических предметов
«Выявление свойств пластмассы, тонет или нет в воде» Пластмассовые стаканы, игрушки.
Схема: свойства пластмассы.
Картинки предметов, которые тонут и не тонут (со стрелками вверх- вниз)
Март
«Вода нужна всем». Чтение рассказа В. Сутеева «Под грибом» Блюдца с горошинами, вода, вата; два растения в горшках.
Картинки: использование воды
«Высаживание семян гороха и фасоли». Чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко» Блюдца с пророщенными семенами гороха, семена фасоли; контейнеры с землей, лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.
«Огород на подоконнике»
«Может ли растение дышать?» Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин. Зарисовки.
«На свету и в темноте» Черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона. Зарисовки.
Апрель
«Когда растениям легче дышится?» Лейки с водой, палочки для рыхления. Схемы – зарисовки.
«Разноцветные растения» Две баночки из – под йогурта, вода, краситель, растение. Рисунки детей.
«Что потом?» (все циклы развития растения) Семена бархатцев, предметы для ухода за растениями. Рисунок – схема.
«Исследование свойств ткани : намокание, цвет, прочность» Лоскуты тканей: ситец, драп; емкость с водой.
Коллекция тканей.
Май
«Воздух – невидимка» «Как воздух заболел» (авторская сказка Валерии Афигеновой) Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха; игрушка лягушонок; воздушные шары в связке. Веера, карточки-символы для обозначения воздуха, трубочки для коктейля
«Воздух легче воды» «Добрый воздух» Ирис Ревю Стаканы с водой и трубочки для коктейля. Рисунок – схема.
«Пересаживание комнатных растений» Лейки с водой, контейнеры с землей, лопаточки, палочки для рыхления.
Схема- алгоритм последовательности действий
«Высадка цветов на участке» Формочки с рассадой, ведерки с водой. Рассада, фотоколлаж.
Констатирующий эксперимент (часть 2)
№ п/п Список воспитанников Вопросы
1 2 3 4 5
Психолого-педагогические выводы:
- Теоретическое обоснование (научное обоснование)
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить опытно- экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения, по мнению Н. Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы.
• Приложение (фотоматериал, проекты, разработки игр, пособий и т. п. по теме исследовательского проекта)