Получи документы

Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»

Наталья Каркозова
Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование естественно – научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»

Воспитатель : Каркозова Н. А.

Средняя группа № 3

МБДОУ д/с «Улыбка»

2017 – 2018 учебный год

с. Песчанокопское

2017 г.

Содержание

Актуальность

Констатирующий эксперимент (часть1)

Формирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент (часть 2)

Психолого – педагогические выводы

- Теоретическое обоснование (научное обоснование)

Публикация «Исследовательский проект „Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы

Приложение

Список литературы

Актуальность:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, в них заложена жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Моя задача - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь, приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. В свете чего я решила активизировать в группе экспериментальную деятельность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, потому что постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и т. п. Необходимость объяснить увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Кроме того, детская экспериментальная деятельность позволит мне работать над формированием таких исследовательских умений, как: ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные варианты решения, исследовать предметы и явления окружающего мира, сравнивать, делать выводы.

Проблема:

Проведя в начале учебного года констатирующий эксперимент, мною было выявлено, что не все дети умеют объяснить увиденное и выстроить закономерность, в силу своих возрастных особенностей – не знакомы с таким методом получения знаний, как исследование предмета.

Цель:

Формирование естественно – научных представлений у воспитанников через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи:

- учить детей использовать опыт практической деятельности для получения новых знаний и установления закономерностей;

- учить детей сопоставлять факты и выводы из своих рассуждений;

- выявить условия внешней среды, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло);

- систематизировать знания о циклах развития всех растений;

- формировать элементарные экологические представления о песке, глине, бумаге, камнях; их свойствах;

- дать навыки определения веса предметов лёгкий (легкий/тяжёлый); представление о том, что их плавучесть зависит от формы и тяжести;

- знакомить со свойствами воды, воздуха;

- способствовать развитию первоначальных навыков связной доказательной речи дошкольников;

- способствовать развитию личностных качеств (умения сотрудничать друг с другом, отстаивать свою точку зрения).

Гипотеза: дети научатся узнавать новое об объекте, его свойствах, качествах через непосредственное его исследование; начнет формироваться доказательная речь детей, что послужит положительным началом для умения составлять рассказы-рассуждения, детский коллектив станет более сплочённый.

Констатирующий эксперимент (часть 1)

Вопросы:

1. Какие условия необходимы для роста растений?

2. Как влияет свет на рост растений?

3. Когда растениям дышится легче?

4. Как определить легкий предмет или тяжелый?

5. Какие предметы тонут в воде, какие плавают?

6. Если мы не знаем ответа на предложенные вопросы, как мы можем узнать ответ? Что на поможет?

№ п/п Список воспитанников Вопросы

1 2 3 4 5 6

Как влияет свет на рост растений? Когда растениям дышится легче? Какие условия необходимы для роста растений? Как определить легкий предмет или тяжелый? Какие предметы тонут в воде, какие плавают? Если мы не знаем ответа на предложенные вопросы, как мы можем узнать ответ? Что нам поможет?

1 - - - - - -

2 + + - - - -

3 + + - - - -

4 + + - - - -

5 - - - - - -

6 - - - - - -

7 - - - - - -

8 + + - - - -

9 - - - - - -

10 + + - - - -

11 - - - - - -

12 + - - - - -

13 - -

14 - - -

Выводы: проведя небольшое обследование детей, я увидела, что не все могут ответить на поставленные вопросы и что ответы на них ребята не могут получить через опытную (экспериментальную деятельность).

В связи с чем, я поставила перед собой задачи не только по ознакомлению детей с теми или иными природными объектами, их свойствами, закономерностями, но и с методами получения этих знаний, составив перспективное планирование по организации данной работы. Достижения поставленных задач мы вместе с детьми будем добиваться в различных видах детской деятельности, но в основном – в экспериментальной, активировав работу в центе экспериментирования.

Перспективное планирование

по «Формированию естественно – научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»

Содержание

Эксперименты Чтение художественной литературы Оборудование, необходимое для эксперимента. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Сентябрь

«Вода не имеет вкуса» Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Стаканчики с водой, соль, сахар.

Схема: вода не имеет вкуса

«Какого цвета вода?». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Стаканчики с водой, цветная гуашь, чай, кофе.

Схема: вода - бесцветная

«Есть ли форма у воды. Чтение сказки С. Прокофьева «Про серую тучку» Вода, емкости разной формы.

Схема: вода не имеет формы

Октябрь

«Пар – это тоже вода» Чтение экологической сказки «Почему идет дождь? Е. Ульевой Кружка с кипятком, стекло.

Иллюстрация «Превращение воды в пар»

«Как вытолкнуть воду?» Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Рисунок: как вытолкнуть воду

«Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука) Сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.

Схема: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются

«Сухой песок сыплется» Емкости с песком, поднос. Иллюстрации по использованию человеком песка, песочные часы, воронка

Ноябрь

«Мокрый песок принимает любую нужную форму» Емкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос, формочки. Иллюстрации песочных построек

«Выявление свойств глины, как сделать глину мягкой». Чтение сказки О. Хаксли «Глиняный парень» Сухая глина, вода, стеки, салфетки, фартуки.

Альбом глиняных поделок (посуда, игрушки и пр.)

«Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо» Емкости с песком и глиной, сито, стакан с водой, две воронки, вата Сито, лупа

«Легкий – тяжелый» Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, поролона; емкость с водой, емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик. Весы, коллекции деревянных, пластмассовых, поролоновых и др. предметов

Декабрь

«Плавает или тонет?» «Сказка о камешке» Емкость с водой, сундучок с мелкими предметами из разных материалов: камешки, шарики, перышки, палочки…

Картинка: легкие предметы держатся на воде, а тяжелые тонут

«Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду». Чтение р. н. с. «Заюшкина избушка» Емкость с водой, формочки для заморозки воды.

Схема: состояние воды

«Обследование камней: размер, вес, цвет» Камни разных размеров, формы, цвета, лупа.

Коллекция видов камней.

«Исследование свойств бумаги и картона: разрезание, намокание, разрывание» Бумага и картон, ножницы, емкость с водой, лупа.

Отображение свойств бумаги- разрывание, разрезание (картинки). Коллекция «Виды бумаги»

Пособие «Применение бумаги»

Январь

«Снег и его свойства». Чтение р. н. с. «Снегурочка» Блюдца со снегом.

Схемы – рисунки: свойства снега

«Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду». Емкость с водой, формочки для заморозки воды.

Схема: превращение воды в лед (обратный процесс)

Февраль

«Круговорот воды в природе» «Путешествие капельки» (экологическая сказка) Термос с кипятком, зеркальце, глобус; картинки: солнышко, капельки, тучка, фланелеграф.

Схема: круговорот воды в природе

«Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твердость» «Из чего делают книги?» Е. Ульева Деревянные бруски, вата, емкости с водой, лупа.

Схема: свойства дерева

Коллекция: предметы из дерева

«Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить» Канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, емкость с водой.

Схема: свойства металла

Коллекция металлических предметов

«Выявление свойств пластмассы, тонет или нет в воде» Пластмассовые стаканы, игрушки.

Схема: свойства пластмассы.

Картинки предметов, которые тонут и не тонут (со стрелками вверх- вниз)

Март

«Вода нужна всем». Чтение рассказа В. Сутеева «Под грибом» Блюдца с горошинами, вода, вата; два растения в горшках.

Картинки: использование воды

«Высаживание семян гороха и фасоли». Чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко» Блюдца с пророщенными семенами гороха, семена фасоли; контейнеры с землей, лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

«Огород на подоконнике»

«Может ли растение дышать?» Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин. Зарисовки.

«На свету и в темноте» Черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона. Зарисовки.

Апрель

«Когда растениям легче дышится?» Лейки с водой, палочки для рыхления. Схемы – зарисовки.

«Разноцветные растения» Две баночки из – под йогурта, вода, краситель, растение. Рисунки детей.

«Что потом?» (все циклы развития растения) Семена бархатцев, предметы для ухода за растениями. Рисунок – схема.

«Исследование свойств ткани : намокание, цвет, прочность» Лоскуты тканей: ситец, драп; емкость с водой.

Коллекция тканей.

Май

«Воздух – невидимка» «Как воздух заболел» (авторская сказка Валерии Афигеновой) Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха; игрушка лягушонок; воздушные шары в связке. Веера, карточки-символы для обозначения воздуха, трубочки для коктейля

«Воздух легче воды» «Добрый воздух» Ирис Ревю Стаканы с водой и трубочки для коктейля. Рисунок – схема.

«Пересаживание комнатных растений» Лейки с водой, контейнеры с землей, лопаточки, палочки для рыхления.

Схема- алгоритм последовательности действий

«Высадка цветов на участке» Формочки с рассадой, ведерки с водой. Рассада, фотоколлаж.

Констатирующий эксперимент (часть 2)

№ п/п Список воспитанников Вопросы

1 2 3 4 5

Психолого-педагогические выводы:

- Теоретическое обоснование (научное обоснование)

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить опытно- экспериментальная деятельность.

Цель экспериментального обучения, по мнению Н. Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы.

• Приложение (фотоматериал, проекты, разработки игр, пособий и т. п. по теме исследовательского проекта)

Публикации по теме:

Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Части суток» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Весенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Зимние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Летние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Осенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности» .

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности Аннотация: Статья написана в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу.

Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Экологический проект (из опыта работы) «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 13:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Каркозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД