Папки-передвижки

Формирование пространственных отношений между предметами: предложно-падежные конструкции

Вакурина Светлана Владимировна
Формирование пространственных отношений между предметами: предложно-падежные конструкции
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования и развития пространственных представлений и пространственной ориентировки. Вследствие того, что пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, а также из-за отсутствия отдельного анализатора, отвечающего непосредственно за восприятие пространства, формированию пространственных представлений у детей свойственны определенные особенности и трудности. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована определенная система пространственной ориентировки как база для дальнейшего ее развития в процессе школьного обучения, поскольку умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой становления всех видов детской деятельности, в том числе учебной.

Публикация «Формирование пространственных отношений между предметами: предложно-падежные конструкции» размещена в разделах

У детей с ОНР особую сложность представляет понимание и употребление в речи предложно-падежных конструкций.

Специальная работа по преодолению данных трудностей у детей реализовывается в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

В связи с этим коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение, имеющих выраженное конкретное значение: «в», «на», «под». Затем отрабатываются предлоги «за», «к», «от», «по», «с», «около», «над», «через» и др. При этом уточняются и дифференцируются различные значения одного и того же предлога.

В коррекционной работе над предложно-падежными конструкциями работа ведется по следующим направлениям:

1. Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

Например: предлог «на» означает, что предмет находится на поверхности чего-то, предлог «в» означает, что предмет внутри другого предмета и т. д.

2. Дифференциация предлогов в устной речи детей. Целесообразно применять упражнения с последовательным употреблением предлогов с противоположным значением.

Например, учитель - логопед предлагает детям «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог : Клубок лежит на столе. Клубок лежит под столом. На дереве распускаются листья. С деревьев опадают листья. Мама идет в магазин. Мама выходит из магазина.

3. Формирование звуковых грамматических обобщений.

Например, исправь ошибку (скажи правильно) : Шишки висели над елке. Кошка спит из диване.

Или игра "Доскажи словечко" : учитель - логопед начинает высказывание, ребенок заканчивает: Ваня добежал до. речки. Ваня доплыл до. берега. Ваня дошел до.

Необходимо обратить внимание ребенка на то, что первый слог в словах действиях (приставка) "до" и "маленькое слово" (предлог) - тоже "до".

Аналогичное упражнение можно проводить с приставкой и предлогом "по".

Пополз по. дереву. Поплыл по. озеру. Поехал по. дороге. Побежал по.

4. Осознание словесного состава предложения (выделение предлогов как самостоятельных слов).

Например, составь схему предложения и определи место маленького слова (предлога) : «Душистые ландыши распустились в лесу». Скажи предложение так, чтобы "маленькое" слово "в" было первым: В лесу распустились душистые ландыши.

Литература:

• Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 32 с.

• Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 706 с.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. М. : АРКТИ, 2005. – 240 с.

• Токарь И. Е. Профилактика школьной неуспешности в детском саду. // Логопед в детском саду. 2015. №3. - С. 65–71

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

НОД по ФЭМП «Маша в гостях у ребят. Независимость результата счета от расстояния между предметами»НОД по ФЭМП «Маша в гостях у ребят. Независимость результата счета от расстояния между предметами» НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе: "Маша в гостях у ребят" подготовила и провела воспитатель.

Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть»Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть» Проект «Добрым быть – добрым и слыть» В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется,.

Рекомендации для родителей «Формирование пространственных представлений» Рекомендации для родителей "Формирование пространственных представлений"! Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире ребенку.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных отношений между предметами: предложно-падежные конструкции
Опубликовано: 15 марта 2023 в 17:33
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных отношений между предметами: предложно-падежные конструкции» (включая файлы) размещена пользователем Вакурина Светлана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД