Вакурина Светлана Владимировна
Формирование пространственных отношений между предметами: предложно-падежные конструкции
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования и развития пространственных представлений и пространственной ориентировки. Вследствие того, что пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, а также из-за отсутствия отдельного анализатора, отвечающего непосредственно за восприятие пространства, формированию пространственных представлений у детей свойственны определенные особенности и трудности. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована определенная система пространственной ориентировки как база для дальнейшего ее развития в процессе школьного обучения, поскольку умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой становления всех видов детской деятельности, в том числе учебной.
Публикация «Формирование пространственных отношений между предметами: предложно-падежные конструкции» размещена в разделах
У детей с ОНР особую сложность представляет понимание и употребление в речи предложно-падежных конструкций.
Специальная работа по преодолению данных трудностей у детей реализовывается в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
В связи с этим коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение, имеющих выраженное конкретное значение: «в», «на», «под». Затем отрабатываются предлоги «за», «к», «от», «по», «с», «около», «над», «через» и др. При этом уточняются и дифференцируются различные значения одного и того же предлога.
В коррекционной работе над предложно-падежными конструкциями работа ведется по следующим направлениям:
1. Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
Например: предлог «на» означает, что предмет находится на поверхности чего-то, предлог «в» означает, что предмет внутри другого предмета и т. д.
2. Дифференциация предлогов в устной речи детей. Целесообразно применять упражнения с последовательным употреблением предлогов с противоположным значением.
Например, учитель - логопед предлагает детям «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог : Клубок лежит на столе. Клубок лежит под столом. На дереве распускаются листья. С деревьев опадают листья. Мама идет в магазин. Мама выходит из магазина.
3. Формирование звуковых грамматических обобщений.
Например, исправь ошибку (скажи правильно) : Шишки висели над елке. Кошка спит из диване.
Или игра "Доскажи словечко" : учитель - логопед начинает высказывание, ребенок заканчивает: Ваня добежал до. речки. Ваня доплыл до. берега. Ваня дошел до.
Необходимо обратить внимание ребенка на то, что первый слог в словах действиях (приставка) "до" и "маленькое слово" (предлог) - тоже "до".
Аналогичное упражнение можно проводить с приставкой и предлогом "по".
Пополз по. дереву. Поплыл по. озеру. Поехал по. дороге. Побежал по.
4. Осознание словесного состава предложения (выделение предлогов как самостоятельных слов).
Например, составь схему предложения и определи место маленького слова (предлога) : «Душистые ландыши распустились в лесу». Скажи предложение так, чтобы "маленькое" слово "в" было первым: В лесу распустились душистые ландыши.
Литература:
• Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 32 с.
• Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 706 с.
• Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. М. : АРКТИ, 2005. – 240 с.
• Токарь И. Е. Профилактика школьной неуспешности в детском саду. // Логопед в детском саду. 2015. №3. - С. 65–71