Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 6)
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
продолжение
Итак, в результате анализа педагогической и методической литературы можно сказать, что дошкольный возраст - это ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве. Пространственные представления детей развиваются в разнообразной деятельности - в наблюдениях на экскурсиях и прогулках в ходе утренней гимнастики, музыкальных, физкультурных занятий, разнообразных игр.
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 6)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
В процессе планирования опытно – экспериментальной деятельности нами осуществлялся отбор и структурирование игрового материала содержащегося в различных видах игр и упражнений для планомерного и динамичного развития умений ориентироваться в пространстве старшими дошкольниками, входящими в экспериментальную группу. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Педагогическая деятельность по развитию у старших дошкольников пространственных представлений посредством включения специально подобранных дидактических игр и упражнений была организована в соответствии со следующими этапами работы, которые отражали усложнение пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений :
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя» : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).
При решении задач каждого этапа было необходимо уделять особое внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнялись задания: увеличивалось количество предметов, местоположение которых предлагалось определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей в ходе эксперимента планомерно обучали не только умению определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, дошкольникам старшей группы предлагалось изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращалось особое внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Эти игры и упражнения должны были способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что, как мы предполагаем, позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке. В процессе обучения ориентировке в пространстве воспитателями, участвующими в эксперименте были использованы дидактические игры и упражнения, рекомендованные в пособиях Л. А. Венгера, О. Дьяченко, З. А. Михайловой, Т. И. Ерофеевой, Л. В. Артемовой, Т. А. Шорыгиной, Т. А. Мусейибовой и др. [2,5,13,14,26,29,48] ПРИЛОЖЕНИЕ № 2