Наталия Губайдуллина
Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходить немного времени и появляются трудности у ребенка, которые проявляются уже в первом классе. «Мой старший сын учится в первом классе. Он допускает ошибки при выполнении заданий по письму, чтению и математике. Он перескакивает через строку, путает направления (слева - справа). Как сказала учительница, у него недостаточно сформировано пространственное ориентирование.»
Как же избежать этих трудностей?
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.
В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.
Следует отметить, что у детей-правшей и детей-левшей существует некоторая разница в данном процессе. Дети-правши более легко усваивают направления: вверх, сверху; справа, правее. У детей с ведущей левой рукой преобладают противоположные позиции: снизу, слева и т. д.
Мы поговорим сейчас о детях – правшах.
Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве.
На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.
Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т. д., но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое» - «левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
Ориентировку в окружающем пространстве.
Формирование пространственного ориентирования у детей 3-4 лет в игровых ситуациях.
В данном возрасте рекомендуется формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела.
Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, бытовых моментах, гигиенических процедурах.
В это время формируются пространственные отношения относительно собственного тела, активизируется речь. Дети учатся выполнять действия по инструкции. Формируется длительный направленный выдох. Развивается зрительное и слуховое внимание. Очень важен самомассаж пальцев и лицевых мышц.
Упражнение «Это мы».
Это ручки – вот, вот.
Это ножки – вот, вот.
Это спинка, вот живот.
Это глазки – вот, вот.
Это нос, это рот.
Ох, устали.
Вытрем лоб.
Показ движений соответственно тексту.
Игра «Комарики» позволяет дифференцировать части тела, учит вслушиваться и слышать речь другого человека, развивает внимание.
Дарики-дарики, Руки в кулачке, указательный палец совершает круговые движения.
Ай, да комарики!
Вились, кружились
На…щечки садились: кусь-кусь. Легкие прищипывания названной части тела.
Детей увлекает эта игра. Особенно им нравится, когда их пытаются «обхитрить»: взрослый говорит: «на щечки садились», а сам прикасается к ушкам.
Игра «Котята» - это не только массаж лица, но вызывание дополнительных положительных эмоций у ребенка.
Умыли котята глаза -Кулачками тереть глаза.
И носы, - Движение сверху вниз по носу.
И щечки, - Круговые движения по щекам.
И лобики, - Пилящие движения ребром ладони
Даже усы. - Так же по верхней губе.
И «Доброе утро» - Ребенок поворачивается к взрослому
Мяукнули в чистые ушки: «МЯУ» - на ухо произносит: «Мяу».
Дифференциация правых и левых частей тела (у правшей) начинается с выделения ведущей правой руки.
Рекомендуются следующие виды заданий:
Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений взрослый сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то взрослый называет ее сам, а дети повторяют.
Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.
Формирование пространственного ориентирования у детей 4-5 лет в игровых ситуациях.
В данном возрасте рекомендуется продолжать формировать пространственные отношения
- на собственном теле и относительно собственного тела.
- пространственные отношения относительно собственного тела в пространстве и на листе бумаги.
Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, в бытовых моментах, игровых ситуациях. Применять их в усвоении различных лексических тем.
Тема: «Водный транспорт».
Данные задания позволяют формировать пространственные отношения относительно собственного тела и на листе бумаги. Активизировать речь. Закреплять понятия: вверх, вниз, влево, вправо, далеко, близко. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Учить выполнять действия по инструкции. Формировать длительный направленный выдох. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Вам необходимо подготовить: поделки из бумаги – оригами «Парусник», листы бумаги квадратной формы со стороной 15 см, палочки, трубочки, план – схема «Путешествия»,
Ход занятия:
Упражнение на дыхание соревновательного характера «Чья лодочка дальше уплывет?».
Задание: подуть на лодочку и определить, чья уплыла дальше.
Выполнение: дети дуют на лодочку, определяют на сколько они за один выдох оказались дальше или ближе относительно друг друга.
Игра на ориентировку в пространстве «Путешествие за сокровищами».
Задание: выполнять указания ведущего по передвижению по плану.
Выполнение: один из играющих дает команды по передвижению по плану (вправо, вниз, вправо, вверх, второй проводит указателем по схеме – плану. Условие: ошибка в указании или выполнении засчитывается за проигрыш – «Аварию».
Задание: выложить из палочек (спичек, трубочек, деталей конструктора равной длины) изображение «Транспорт», заданное на схеме.
Варианты выполнения задания с усложнением:
1) Вы можете предложить детям образец, выполненный из такого же материала - «Сделай, как я»;
2) детям предлагается образец из другого материала - «Сделай, так же»;
3) детям предлагается образец (который затем убирается, затем дети выполняют изображение по памяти - «Сделай, как было»;
4) детям предлагается нарисованный образец – схема в равном масштабе, затем дети выполняют - «Выложи, так же» (в данном случае дети могут прикладывать палочку к образцу и переносить ее на поделку расположенную рядом);
5) детям предлагается образец – схема (изображение меньшее по размеру, дети выполняют - «Выложи по образцу».
Моторика «Парусник».
Попробуйте выполнить поделку из бумаги по технике оригами вместе с ребенком:
Сложите квадратный лист бумаги пополам на два треугольника. Разверните полученный треугольник к себе короткой стороной. Отогните кверху полосу шириной 1,5 см («два пальчика»). Переверните поделку и по намеченной полосе сделайте так же. Затем возьмите поделку за верхний угол, (движением вверх) выверните намеченную полосу. Получится парусник.
Попробуйте это сделать, даже если кажется, что это сложно.
Получите огромное удовольствие от общения с ребенком!
Если вы устали, проведите динамическую паузу или пальчиковую гимнастику:
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.
В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).
Игра «Назови соседей».
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т. п.
Игра «Геометрический диктант».
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям. (Рис. 8)
Игра «Я еду на машине».
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.