Получи документы

Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий

Екатерина Алексеевна Хури
Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный период детства - самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995.) , и предпочтение отдается телесно – ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.

Публикация «Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий» размещена в разделах

Нейропсихологические технологии по МЗО обращены к трем сторонам психического развития ребенка : 1) формирование произвольной саморегуляции, 2) формирование психосоматического каркаса личности и психомоторных координаций, 3) формирование широкого репертуара познавательных компетентностей. У современных детей наблюдаются проблемы по всем трем параметрам Безусловно, в “психологическом развитии нет изолированных линий” (Семенович А. В. 2014, с. 7, но формирование произвольной саморегуляции – главная цель воспитания.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по МЗО (Семенович А. В.) в каждом занятии с детьми задействовано пять основных блоков :

- дыхательные упражнения

- глазодвигательные упражнения

- растяжки

- упражнения двигательного репертуара

- познавательные компетентности

Любое совместное занятие с детьми начиналось с механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (для детей более младшего возраста – наглядной демонстрацияей). Важно, чтобы ребенок понимал разницу между “делай как хочешь” и “ делай точно так.

Дыхательные упражнения успокаивали и способствовали концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции.

Растяжки и двигательные упражнения направлены на формирование психомоторных координаций, базовых межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития.

Автор статьи работал в контексте нейропсихологического подхода не только с детьми старшего возраста (5,6-6,6 лет), но применял отдельные нейропсихологические приемы и в работе с детьми более раннего возраста – 2,6 – 3,6 лет. Результатами работы с детьми последней группы стали :

1. Ребенок был способен подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформлялись в форме речевой инструкции. Малыш умел справляться со своим «хочу» - «не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольного (то есть управляемого) поведения.

2. Малыш стал способен (с помощью взрослого) поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Например, в конструктивной деятельности : делал сложные постройки (гараж, лестница, дом, называл их и обыгрывал, в изобразительной деятельности : лепил предметы из пластилина, называл их.

Для детей старшего дошкольного возраста результатом нейропсихологических занятий стало возможным выполнение заданий, где ребенку предлагалось придумать, спланировать или выбрать какое – то «дело» для приятеля. Например, научить правильно подготовиться к специальным занятиям или правильно складывать игрушки. Ребенок (по подсказке со стороны педагога) сначала должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания, оценить его результат.

Таким образом, применение нейропсихологических методов и исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка неизбежно приводят к наращиванию его психического потенциала. Сформированная даже в минимальной степени произвольная саморегуляция поведения служит опорой для направленного формирования двигательных способностей, восприятия, памяти и т. д. Без достаточного уровня произвольной саморегуляции весьма сомнительны успехи ребенка в сфере высших психологических уровней : самостоятельной развернутой речи, письма, мышления, самоорганизации и самоконтроля.

Список литературы :

1. Семенович А. В. 2008. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.

2. Семенович А. В., Умрихин С. О., Цыганок А. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журнал ВНД человека, 1992. №1.

3. Семенович А. В., Архипов Б. А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития// Таврический журнал психиатрии. Т. 1, 1997.№2.

4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. Учебно – методическое пособие / А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович. М. 2014.

Публикации по теме:

Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности В теории и на практике.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность Что я слышу – забываю Что я вижу - помню. Что я делаю – понимаю. (Конфуций). Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.

Развитие физических качеств у детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время.

Опыт применения здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования для детей дошкольного возраста Актуальность. Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Современное общество нуждается в здоровом поколении,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики» воспитателя Мельниковой И. Е. Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Отзыв о качестве применения здоровьесберегающих технологий и технологии сотрудничестваОтзыв о качестве применения здоровьесберегающих технологий и технологии сотрудничества старшим воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 27 с. Львовского МО Северский район.

План применения ТРИЗ технологий в различных областях и видах взаимодействия с детьми и родителями по теме «Транспорт» В ходе изучения ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технологий на педсоветах в детском саду и самостоятельно, я начала постепенно.

Экологическое воспитание дошкольников путем экспериментирования Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий
Опубликовано: 3 марта 2016 в 17:42
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Алексеевна Хури (УИ 523061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД