Екатерина Алексеевна Хури
Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период детства - самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995.) , и предпочтение отдается телесно – ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.
Публикация «Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий» размещена в разделах
Нейропсихологические технологии по МЗО обращены к трем сторонам психического развития ребенка : 1) формирование произвольной саморегуляции, 2) формирование психосоматического каркаса личности и психомоторных координаций, 3) формирование широкого репертуара познавательных компетентностей. У современных детей наблюдаются проблемы по всем трем параметрам Безусловно, в “психологическом развитии нет изолированных линий” (Семенович А. В. 2014, с. 7, но формирование произвольной саморегуляции – главная цель воспитания.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по МЗО (Семенович А. В.) в каждом занятии с детьми задействовано пять основных блоков :
- дыхательные упражнения
- глазодвигательные упражнения
- растяжки
- упражнения двигательного репертуара
- познавательные компетентности
Любое совместное занятие с детьми начиналось с механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (для детей более младшего возраста – наглядной демонстрацияей). Важно, чтобы ребенок понимал разницу между “делай как хочешь” и “ делай точно так.
Дыхательные упражнения успокаивали и способствовали концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции.
Растяжки и двигательные упражнения направлены на формирование психомоторных координаций, базовых межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития.
Автор статьи работал в контексте нейропсихологического подхода не только с детьми старшего возраста (5,6-6,6 лет), но применял отдельные нейропсихологические приемы и в работе с детьми более раннего возраста – 2,6 – 3,6 лет. Результатами работы с детьми последней группы стали :
1. Ребенок был способен подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформлялись в форме речевой инструкции. Малыш умел справляться со своим «хочу» - «не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольного (то есть управляемого) поведения.
2. Малыш стал способен (с помощью взрослого) поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Например, в конструктивной деятельности : делал сложные постройки (гараж, лестница, дом, называл их и обыгрывал, в изобразительной деятельности : лепил предметы из пластилина, называл их.
Для детей старшего дошкольного возраста результатом нейропсихологических занятий стало возможным выполнение заданий, где ребенку предлагалось придумать, спланировать или выбрать какое – то «дело» для приятеля. Например, научить правильно подготовиться к специальным занятиям или правильно складывать игрушки. Ребенок (по подсказке со стороны педагога) сначала должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания, оценить его результат.
Таким образом, применение нейропсихологических методов и исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка неизбежно приводят к наращиванию его психического потенциала. Сформированная даже в минимальной степени произвольная саморегуляция поведения служит опорой для направленного формирования двигательных способностей, восприятия, памяти и т. д. Без достаточного уровня произвольной саморегуляции весьма сомнительны успехи ребенка в сфере высших психологических уровней : самостоятельной развернутой речи, письма, мышления, самоорганизации и самоконтроля.
Список литературы :
1. Семенович А. В. 2008. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.
2. Семенович А. В., Умрихин С. О., Цыганок А. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журнал ВНД человека, 1992. №1.
3. Семенович А. В., Архипов Б. А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития// Таврический журнал психиатрии. Т. 1, 1997.№2.
4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. Учебно – методическое пособие / А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович. М. 2014.