Лена Шаньгина
Экологическое воспитание дошкольников путем экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников путем экспериментирования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность детей в ДОУ положительно влияет на психическое развитие ребенка, на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей.
Для решения основной цели воспитания и образования детей в своей работе я использую примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой.
Дополнительно я использую «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» под редакцией Ивановой А. И., «Детское экспериментирование» Куликовской И. Э.
Самым важным я считаю развивать у детей внимание, мышление, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Я начала свою работу с построения предметно-развивающей среды в группе, подбора литературы, оформления уголка экспериментирования.
Все материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве. Детям очень нравится работать в этом уголке.
В уголке экспериментирования разместила приборы : разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, прочие материалы.
Каждый день мы проводим целевые прогулки на территории детского сада и за его пределами. Детям даётся больше знаний о растительном и животном мире.
Мы обращаем больше внимание на цветы и деревья. Читаем про них стихотворения. Дети с интересом слушают, стараются запомнить тексты стихов. Я стараюсь, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, растущую на участке. Не только полюбили, но и бережно к ней относились. При ознакомлении детей с природой я пытаюсь дать им образец гуманного отношения ко всему живому, объясняю, что все живое украшает нашу землю.
По итогам бесед и экспериментов дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов. И все-таки некоторые дети продолжают это делать.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются и остаются в памяти надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. А дети были активными участниками обсуждения. Важно было не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей. Поэтому я рекомендую родителям вместе с детьми проводить совместные экскурсии, а результаты выражать в рисунках.
По результатам ежегодного мониторинга видно, что дети проявляют интерес к экспериментированию.
Список литературы
1. Агафонова С. А., Богомолова Т. Н., Планирование работы по образовательной области «Познание»- проектно – исследовательская деятельность; игровое экспериментирование, проекты для детей 2-7 лет. – М. :ЦДО «Восхождение», 2012. – 119с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ под ред. Л. Н. Прохоровой. - М., 2004.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно – экспериментальной деятельности 2-7 лет – тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: «Учитель», 2011-332с.