МААМ-картинки

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края

Ирина Волынская
Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Задача взрослых: и родителей, и воспитателей сформировать у дошкольников познавательный интерес к родному краю, позитивное отношение к настоящему, прошлому, желание как можно больше узнать о флоре, фауне нашего региона, сформировать у детей интерес, желание охранять и беречь родную природу, а также воспитывать уважительное отношение к людям, живущим в Калининградской области.

Публикация «Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Развитие у дошкольников экологического сознания

2. Воспитание интереса к познанию родного края

3. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта – отношения с природой

4. Развитие экологической культуры, желание беречь природу своего региона

5. Влияние человека и предприятий города на жизнь растений и животных

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности.

Особое место в работе отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группу приобретена карта Калининградской области с обозначениями городов и различных мест обитания животных. Она помогает наглядно ориентироваться и запоминать фауну региона. Есть книги о Калининградской области. Фотоматериалы, альбомы, посвященные природе края, папки на тему: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Как вести себя в природе» и т. д. – все это ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире, а также желание познавать, беречь, охранять и сохранять природу.

Какие же наиболее продуктивные методы по формированию познавательного интереса у детей к родному краю? В первую очередь, конечно же, обучающие занятия. Разработали серию конспектов и проводятся занятия о флоре и фауне региона, которые позволяют развить познавательный интерес и активность.

В формировании познавательного интереса к родному краю имеют огромное влияние краеведческие и экологические экскурсии, поездки с экскурсией в ботанический сад, где дети видят красоту природы, знакомятся с животными, птицами, воспитывается бережное отношение к природе.

Особое внимание уделяю природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с флорой и фауной региона, редко встречающимися в нашем регионе.

На экскурсиях в парк, к близлежащему водоему знакомлю детей с природой, животными, птицами, водоплавающими, одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. При проведении экскурсий дети не только любуются красотой природы, но и вспоминают, и закрепляют как вести себя в природе, но и при наблюдении делают вывод, как выбросы засоряют воду, почву.

Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать в работе опыты-эксперименты. В группе организован кружок «Знайки», где при помощи опытов-экспериментов раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах, объектах природы (свойствах растений, сезонных изменениях).

Таким образом, опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

Использую художественную литературу о природе, а также произведения о растительном и животном мире.

Дети совместно с родителями с удовольствием участвовали в акциях «Смастери кормушку», «Покорми птиц».

Ежегодно осенью в группе проходит конкурс-выставка поделок из природного материала, выполненная совместно с родителями и детьми под названием «Осенние фантазии», фотографии творческих работ собраны в фотоальбом.

Традиционно использую в своей работе наглядную информацию : консультации, папки-передвижки. Также провожу беседы с родителями, определяющие отношение родителей к формированию познавательного интереса к природе дошкольников. Большинство родителей (100%) выразили желание, чтобы дети получили знания о родном крае.

Считаю, что работа по формированию познавательного интереса к родному краю, природе, охране, умение беречь ее – самая ценная черта, которую надо воспитывать в сердцах и душах дошкольников, т. к. это рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, в конечном счете любви к Отечеству. Если мы уже в дошкольном возрасте начнем заниматься краеведением, то вырастим детей, любящих свою Родину, ее историю, думающих о нашей планете в целом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Земля!

В цветах, в траве или под снегом –

Ты дорога нам даже и в горсти.

Любому я скажу:

Будь человеком,

Куда б ни шел -

Земле не навреди!

О. Воронов

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность Что я слышу – забываю Что я вижу - помню. Что я делаю – понимаю. (Конфуций). Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» Конспект подготовительная группа: «Пещеры и водоемы родного края» Цели: Развитие познавательного интереса и расширение представлений об.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 28 января 2016 в 18:26
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волынская (УИ 411025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД