Ирина Волынская
Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Задача взрослых: и родителей, и воспитателей сформировать у дошкольников познавательный интерес к родному краю, позитивное отношение к настоящему, прошлому, желание как можно больше узнать о флоре, фауне нашего региона, сформировать у детей интерес, желание охранять и беречь родную природу, а также воспитывать уважительное отношение к людям, живущим в Калининградской области.
Публикация «Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Развитие у дошкольников экологического сознания
2. Воспитание интереса к познанию родного края
3. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта – отношения с природой
4. Развитие экологической культуры, желание беречь природу своего региона
5. Влияние человека и предприятий города на жизнь растений и животных
Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности.
Особое место в работе отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группу приобретена карта Калининградской области с обозначениями городов и различных мест обитания животных. Она помогает наглядно ориентироваться и запоминать фауну региона. Есть книги о Калининградской области. Фотоматериалы, альбомы, посвященные природе края, папки на тему: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Как вести себя в природе» и т. д. – все это ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире, а также желание познавать, беречь, охранять и сохранять природу.
Какие же наиболее продуктивные методы по формированию познавательного интереса у детей к родному краю? В первую очередь, конечно же, обучающие занятия. Разработали серию конспектов и проводятся занятия о флоре и фауне региона, которые позволяют развить познавательный интерес и активность.
В формировании познавательного интереса к родному краю имеют огромное влияние краеведческие и экологические экскурсии, поездки с экскурсией в ботанический сад, где дети видят красоту природы, знакомятся с животными, птицами, воспитывается бережное отношение к природе.
Особое внимание уделяю природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с флорой и фауной региона, редко встречающимися в нашем регионе.
На экскурсиях в парк, к близлежащему водоему знакомлю детей с природой, животными, птицами, водоплавающими, одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. При проведении экскурсий дети не только любуются красотой природы, но и вспоминают, и закрепляют как вести себя в природе, но и при наблюдении делают вывод, как выбросы засоряют воду, почву.
Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать в работе опыты-эксперименты. В группе организован кружок «Знайки», где при помощи опытов-экспериментов раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах, объектах природы (свойствах растений, сезонных изменениях).
Таким образом, опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Использую художественную литературу о природе, а также произведения о растительном и животном мире.
Дети совместно с родителями с удовольствием участвовали в акциях «Смастери кормушку», «Покорми птиц».
Ежегодно осенью в группе проходит конкурс-выставка поделок из природного материала, выполненная совместно с родителями и детьми под названием «Осенние фантазии», фотографии творческих работ собраны в фотоальбом.
Традиционно использую в своей работе наглядную информацию : консультации, папки-передвижки. Также провожу беседы с родителями, определяющие отношение родителей к формированию познавательного интереса к природе дошкольников. Большинство родителей (100%) выразили желание, чтобы дети получили знания о родном крае.
Считаю, что работа по формированию познавательного интереса к родному краю, природе, охране, умение беречь ее – самая ценная черта, которую надо воспитывать в сердцах и душах дошкольников, т. к. это рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, в конечном счете любви к Отечеству. Если мы уже в дошкольном возрасте начнем заниматься краеведением, то вырастим детей, любящих свою Родину, ее историю, думающих о нашей планете в целом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Земля!
В цветах, в траве или под снегом –
Ты дорога нам даже и в горсти.
Любому я скажу:
Будь человеком,
Куда б ни шел -
Земле не навреди!
О. Воронов