Пузанова Елена
Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование профессиональной компетентности
педагога через самообразование"
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть
отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее
развивалось только путем самообразования.
Г. Спенсер
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования» размещена в разделах
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы:
• маркетинговое: изучение спроса педагогов
• информационное : создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
• социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
• научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ
• психолого-педагогическое : психологическая поддержка педагогов
• управленческое: повышение компетентности педколлектива.
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной, индивидуальные образовательные маршруты педагогов, анкеты, позволяют выявить трудности в их работе, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, региональном и международном уровне. Педагоги МБДОУ стараются принимать участие в городских, региональных и международных конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы. Администрация МБДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются : эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МБДОУ.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста :
• самообразовательная работа по теме;
• чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• обзор в Интернете информации по теме;
• посещение семинаров, конференций, форумов, занятий коллег;
• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
• изучение IТ технологий;
• сетевое взаимодействие с педагогами других городов;
• помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная. В нашем районе работает "Школа молодого педагога", целью которой является: повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
• стажировка у опытного коллеги;
• занятия педагогов;
• тренинги;
• практикумы;
Направления деятельности "Школы молодого педагога " : формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т. п.
Формы самообразования педагогов :
• индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
• коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МБДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.
Результативность:
• молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
• у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал;
• педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
"Школа молодого педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М. ,2006.
Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / Справочник старшего воспитателя. – 2007. - №2.
Журнал «Современный детский сад». - №3 -2012.
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». - №1 – 2012.