Лучший педагог года

Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования

Пузанова Елена
Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования
▼ Скачать + Заказать документы

"Формирование профессиональной компетентности

педагога через самообразование"

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть

отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее

развивалось только путем самообразования.

Г. Спенсер

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования» размещена в разделах

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.

Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы:

маркетинговое: изучение спроса педагогов

информационное : создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;

социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;

научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

психолого-педагогическое : психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педколлектива.

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной, индивидуальные образовательные маршруты педагогов, анкеты, позволяют выявить трудности в их работе, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, региональном и международном уровне. Педагоги МБДОУ стараются принимать участие в городских, региональных и международных конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы. Администрация МБДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.

Основными критериями самообразования педагогов являются : эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МБДОУ.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Условия профессионального роста :

самообразовательная работа по теме;

• чтение методической, педагогической и предметной литературы;

• обзор в Интернете информации по теме;

• посещение семинаров, конференций, форумов, занятий коллег;

• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

• проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

• изучение IТ технологий;

• сетевое взаимодействие с педагогами других городов;

• помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная. В нашем районе работает "Школа молодого педагога", целью которой является: повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:

• стажировка у опытного коллеги;

• занятия педагогов;

• тренинги;

• практикумы;

Направления деятельности "Школы молодого педагога " : формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т. п.

Формы самообразования педагогов :

• индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

• коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МБДОУ.

Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.

Результативность:

• молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

• у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал;

педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

"Школа молодого педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М. ,2006.

Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / Справочник старшего воспитателя. – 2007. - №2.

Журнал «Современный детский сад». - №3 -2012.

Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». - №1 – 2012.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 10:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования» (включая файлы) размещена пользователем Пузанова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД