МААМ-картинки

Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Светлана Сидорова
Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических для формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность: Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека,область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию,к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Публикация «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

Полноценное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.

Так, Л. C. Выготский отмечал: «. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».

Наиболее эффективным метод формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, из – дидактические игры.

С помощью дидактической игры дети получают определенные знания, учатся играть, а также у них формируется активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.

В ходе проведения диагностического обследования развития речи детей 3-х лет было выявлено, что у многих детей активный словарь имеет менее 1000 слов, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения с взрослыми и сверстниками.

Поэтому я определила направление своей работы с детьми «Формирование речи дошкольников по средствам дидактической игр» и поставила цель:

• расширять границы окружающего мира ребенка,

• развивать связную речь,

• отработать артикуляцию,

• расширить активный словарь,

• учить выражать свои мысли словами,

сформировать речевое мышление.

Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.

В предметно пространственной развивающей среде учитываются возрастные особенности детей : игровые зоны расположены в доступном месте, оформлены тематические центры : по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобраны яркие игрушки, которые побуждают малышей к общению.

На первом этапе работы по формированию словаря использовались дидактические игры на взаимоотношение детей друг с другом и с взрослям. Это такие игры- «Позови», «Передай колокольчик», «Зайка, помоги», «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне».

Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться с взрослыми и сверстниками посредством речи.

В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей помогли дидактические игры «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др.

В процессе игр у детей совершенствовались навыки этического поведения, воспитывалось заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизировался словарный запас.

К концу года дети стали употреблять в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать) .

В дидактических играх на внимание : «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось?» каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретал собственный действенный и чувственный опыт. Игры способствовали обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети стали составлять небольшие рассказы о новой игрушке.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» были направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формировались умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладели операциями сравнения и обобщения, выражая это в речи.

Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствовалась координация движений рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.

Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью.

Для формирования словаря,также важное значение имели дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» помогли развить у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они познакомились с трудовыми действиями взрослых.

Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.

На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомились с явлениями природы, получали представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже?», «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делали прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закреплялись знания детей об окружающей их природной среде, формировались мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывалась любовь к природе, бережное к ней отношение.

Музыкально-дидактические игры : «Какой инструмент играет?», «Чей домик?», «Птичка и медведь» помогали детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формировалась музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствовало развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Результаты диагностического обследования по развитию речи показали положительную динамику.

Вывод: Дидактические игры помогли формированию словаря детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.

Перспектива:

• Продолжать работу в выбранном и апробированном направлении,

• Представить свой опыт на Педагогическом совете МБДОУ,

• Представить свой опыт на сайте МБДОУ.

Публикации по теме:

Конспект организации дидактической игры «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста. Аннотация Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами».

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры». "Детство – важнейший период человеческой.

Формирование основ ПДД посредством дидактической игры Дошкольный период – это важный возраст, когда формируется человеческая личность. Определить правильно ли ведет себя человек, в тех или иных.

Мастер-класс по созданию дидактической игры «Кто что ест» для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс по созданию дидактической игры «Кто что ест» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс по созданию дидактической игры «Кто что ест» для детей младшего дошкольного возраста. Дидактические задачи: закрепить знания.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Педагогический опыт Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» Ныхриковой.

Педагогический проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Автор проекта: Воспитатель МК ДОУ «Детский сад№5 г. Пласт»,.

План по самообразованию «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром» Тема: «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром». Цель: повысить собственный теоретический.

План самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Индивидуальный план самообразования на 2017-2018 учебный год Педагог: Савина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МКДОУ.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 28 октября 2018 в 21:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сидорова (УИ 140890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД