Светлана Сидорова
Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических для формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность: Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека,область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию,к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Публикация «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
Полноценное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.
Так, Л. C. Выготский отмечал: «. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».
Наиболее эффективным метод формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, из – дидактические игры.
С помощью дидактической игры дети получают определенные знания, учатся играть, а также у них формируется активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.
В ходе проведения диагностического обследования развития речи детей 3-х лет было выявлено, что у многих детей активный словарь имеет менее 1000 слов, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения с взрослыми и сверстниками.
Поэтому я определила направление своей работы с детьми «Формирование речи дошкольников по средствам дидактической игр» и поставила цель:
• расширять границы окружающего мира ребенка,
• развивать связную речь,
• отработать артикуляцию,
• расширить активный словарь,
• учить выражать свои мысли словами,
• сформировать речевое мышление.
Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.
В предметно пространственной развивающей среде учитываются возрастные особенности детей : игровые зоны расположены в доступном месте, оформлены тематические центры : по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобраны яркие игрушки, которые побуждают малышей к общению.
На первом этапе работы по формированию словаря использовались дидактические игры на взаимоотношение детей друг с другом и с взрослям. Это такие игры- «Позови», «Передай колокольчик», «Зайка, помоги», «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне».
Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться с взрослыми и сверстниками посредством речи.
В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей помогли дидактические игры «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др.
В процессе игр у детей совершенствовались навыки этического поведения, воспитывалось заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизировался словарный запас.
К концу года дети стали употреблять в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать) .
В дидактических играх на внимание : «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось?» каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретал собственный действенный и чувственный опыт. Игры способствовали обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети стали составлять небольшие рассказы о новой игрушке.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» были направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формировались умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладели операциями сравнения и обобщения, выражая это в речи.
Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствовалась координация движений рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.
Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью.
Для формирования словаря,также важное значение имели дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» помогли развить у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они познакомились с трудовыми действиями взрослых.
Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.
На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомились с явлениями природы, получали представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже?», «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делали прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закреплялись знания детей об окружающей их природной среде, формировались мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывалась любовь к природе, бережное к ней отношение.
Музыкально-дидактические игры : «Какой инструмент играет?», «Чей домик?», «Птичка и медведь» помогали детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формировалась музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствовало развитию артикуляционного и голосового аппарата.
Результаты диагностического обследования по развитию речи показали положительную динамику.
Вывод: Дидактические игры помогли формированию словаря детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.
Перспектива:
• Продолжать работу в выбранном и апробированном направлении,
• Представить свой опыт на Педагогическом совете МБДОУ,
• Представить свой опыт на сайте МБДОУ.