Елена Кормильцева
Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение для развития эстетического восприятия, образного представления, эстетических чувств (форма, цвет, композиция). Интерес к рисованию появляется у детей рано. Малыш хочет и может пытаться изображать что-то в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим для малыша (мама, любимая игрушка и т. д.) Возможность изображать предметы, занимающие чувства и мысли малыша, в будущем явиться для него источником стремления научится изображать их более совершенно. Несмотря на то, что их рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение, что так важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение и интерес, было творческим.
Публикация «Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами. У ребенка раннего возраста уже формируются сенсорные ориентировки в цвете, форме, влияние, фактуре предметов развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительными материалами. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления. Все это говорит о колоссальных возможностях не только сенсорного, но и умственного развития детей в условиях изобразительной деятельности (Н. Н Поддьяков, Н. П. Сакулина, С. Т. Комарова). В изобразительной деятельности у самых маленьких детей на уровне предпосылок вполне успешно формируются базисные качества личности, как коллективность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира – это начало творчества, которое проявляется затем при создании образа.
Если мы посмотрим на изобразительную деятельность малыша, то увидим, что у него также возникает желание поделится узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребенок приобщает близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей, - он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество.
Многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. И чем раньше «окунётся» ребенок в мир прекрасного – тем гармоничнее будет его развитие.
Ребёнок в раннем возрасте впервые приобщается к миру искусства, у него возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего : явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира : основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольностъ, устойчивость, подвижность, величин (большой/маленький, длинный/короткий и др., поверхности (пушистый, гладкий, шершавый и др.).
Ребенок эмоционально воспринимает содержание, реагируя жестами, мимикой. Его привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе с воспитателем. Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.
Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы лепки и рисования перекликаются. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессе собственного художественного опыта.
Игры-занятия изобразительной деятельностью направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках, что способствует воспитанию художественно-эстетических качеств ребёнка.
Цель нашей работы - создать условия для формирования представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей третьего года жизни
Задачи:
1. Развивать у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью
2. Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений;
3. Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям.
4. Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, видение таких средств выразительности как цвет, цветовой ритм.
Свою работу мы начали с проведения диагностики развития в изобразительной деятельности. Выявили трудности в освоении эстетических представлений, получили следующие результаты: 60% детей проявляли интерес лишь к наиболее ярким свойствам предметов и явлений, эмоционально откликались на проявления эстетического, но только по побуждению взрослого; 40% детей проявляют интерес к восприятию предметов, желание их рассматривать, эмоционально откликаются на красивое, выделяют лишь основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркие цвета, основные формы). Проявляют интерес к изобразительным материалам, деятельности. Наибольшие затруднения вызывает определение формы, цвета и характера поверхности объектов.
Формирование эстетических представлений об объектах окружающего мира у детей мы осуществляли : в повседневной жизни, в играх, в разных видах деятельности. В формировании эстетических представлений особую роль играют прогулки, наблюдения, рассматривание объектов живой и неживой природы, подвижные игры и др. Специальные игры-занятия дают нам возможность уточнить, упорядочить и расширить детские представления. Мы добивались желаемого успеха, проводя занятия в игровой, занимательной форме, чтобы ввести детей в образную ситуацию, которая поможет им эмоционально воспринимать созданный совместно с воспитателем рисунок, лепку.
Ведущим и главным в нашей работе по формированию представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира мы считаем наглядные методы (наблюдение, рассматривание предмета, показ картин, иллюстраций и т. д.). Ценность наблюдения заключается не только в том, что в его процессе формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. В наблюдении у детей формируется яркое, живое представление об окружающем мире. В своей работе с детьми наблюдение мы часто сочетаем с элементами обследования, более детального рассматривания каких-то признаков предмета.
Наблюдая с малышами окружающую природу (на прогулке, в уголке природы, мы обращаем внимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый, черный, помогаем различать их, чтобы использовать затем в рисовании. Рассматривая с малышами окружающие предметы (яркие игрушки, предметы быта, декоративно – прикладного искусства, мы обращаем их внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет.
В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Мы поддерживаем и развиваем этот интерес, предлагая детям различные изобразительные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Так как двухлетние малыши не могут рисовать несколькими красками, мы обращали особое внимание на гармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Сочетание цветного пятна с фоном вызывает у детей различные ассоциации, создает определенную настроенность (жёлтое пятно — «огонек», он будет «гореть» только на темно-синем или черном фоне).
Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки, позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от образного начала. Каждый раз мы старались опираться на выразительность отдельных средств, материала, чтобы приобщать детей к художественной деятельности.
Ориентируясь на то, что детей третьего года жизни интересует мир предметов и действия с ними, мы строили содержание игры на событиях или фактах, центром которых являются различные предметы и действия с ними. Например, под влиянием фольклора (песенок, потешек, сказок) и непосредственных наблюдений малышам становится близким и понятным образ петушка. Вместе с детьми мы обыгрывали игрушечного петушка, для которого дети потом нарисовали горошек, выполняли с ним разные действия: петушок «гуляет», «ищет» зернышки, «разгребает» землю и т. д.
В игровых приемах чаще использовали развернутые практические действия с игрушкой. Это вызвано тем, что рисунки, выполненные 2-х летними детьми, не всегда узнаваемые, а действия, близкие к реальным, с известной игрушкой будет детское воображение, помогают оживить образ.
Художественные произведения, музыка также помогают детям освоить эстетические признаки объектов окружающего мира : они повышают положительное эмоциональное отношение детей к игре, способствует формированию образного представления об изображаемом. Мы считаем, что комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу. Дидактические игры закрепляют представления детей о эстетических признаках объектов («Большие и маленькие», «Разноцветные фонарики», «Что привез Мишутка» и др. Различные вкладыши, сенсорные панно, игрушки-забавы также помогают нам в освоении свойств объектов.
Тесное сотрудничество с родителями помогает формировать у малышей представления об эстетических признаках окружающего мира. Работа шла по следующим направлениям: изучение интереса родителей к вопросу, уровня их педагогической культуры по этой проблеме (с этой целью был проведён опрос "Что такое эстетическое воспитание?"); повышение их педагогической культуры (с этой целью провели родительское собрание, где сообщили задачи работы с детьми на год, в том числе по разделу " Изобразительное искусство и художественная деятельность", консультации: «Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста цвета, формы, размера предметов окружающего мира», «Эстетическое воспитание детей третьего года жизни»); активное включение родителей в образовательный процесс (с этой целью привлекли родителей к изготовлению дидактических игр и пособий)
Результаты итогового педагогического обследования по данному вопросу показал: к концу учебного года дети проявляют активный интерес к восприятию эстетических свойств и явлений, желание рассматривать и действовать с ними; у этих детей наблюдается эмоциональный отклик на проявления эстетического, интерес к изобразительной деятельности, выделяют основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркие цвета, основные формы, большинство детей без затруднений определяют форму, цвет и характер поверхности объектов и выражают эти эстетические признаки объектов в речи.
Таким образом, формирование представлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение в развитии личности ребёнка, сочетание различных видов художественной деятельности способствует формированию представлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста.